Шатрюк Лидия Ивановна
Из опыта работы «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель познавательной деятельности – формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру.
Речь – ключ к познанию окружающей действительности, важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности.
У нас в группе создана развивающая среда: речевой центр – уголок природы, умная полка с познавательной и художественной литературой, альбом с ребусами, дидактические карточки, альбом с портретами детских писателей, развивающие настольные игры. Стол – лаборатория, мини – музей.
Публикация «Из опыта работы „Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников“» размещена в разделах
Именно стол – лаборатория и мини – музей являются благоприятным материалом для развития исследовательских проектных навыков.
Проект – самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема и для её решения необходим исследовательский поиск.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире.
В педагогике существует термин – «исследовательское обучение».
Это подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Маленькому исследователю нужно ответить на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. А для этого необходимы ему инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:
1. Видеть проблемы
2. Выдвигать гипотезы
3. Задавать вопросы
4. Давать определения понятиям
5. Классифицировать
6. Наблюдать
7. Проводить эксперименты
8. Высказывать суждения
9. Делать выводы и умозаключения
Педагоги для развития исследовательских проектных навыков дошкольников предлагают специальный тренинг. Эту тренинговую форму я применила в своей работе по организации исследовательской деятельности детей. Подбирая упражнения для развития исследовательских навыков, учитывала возрастные особенности детей и руководствовалась принципом постепенного усложнения заданий.
1.Видеть проблему.
Для решения этой сложной задачи использовала следующие упражнения:
«Назовите как можно больше признаков предмета» (можно провести в форме увлекательного командного конкурса)
«Сколько значений у предмета». Это задание позволяет углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющими иначе смотреть на проблемы, учит сосредоточиваться, находить в обычном новые, неожиданные возможности. (например: найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета)
«Посмотри на мир чужими глазами» (уметь изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
«Составь рассказ по ключевым фразам»
«Продолжи рассказ»
«Составь рассказ, используя данную концовку»
2. Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Необходимо умение исследователя выдвигать гипотезы, строить предложения.
И для этого я предлагала детям выполнить следующие упражнения:
«Если бы….»
«Что случилось?» (необходимо сформулировать возможные причины и последствия в описанных событиях. Например: Катя поссорилась с подругами.)
3. Для того, чтобы вырабатывать гипотезы, следует учиться задавать вопросы.
И этому можно научить, используя следующие упражнения:
«Данетка»
«Угадай, о чём спросили» (например: шерсть у лисы рыжая)
4. Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятиям. Рекомендую следующие упражнения:
«Отгадай» (описать предмет, который ты загадал)
«Трудные слова» (молоковоз, звездочёт, бетономешалка, доброжелательный)
«Отгадай загадку»
«Разгадай кроссворд»
5. Важным для исследователя является умение классифицировать.
Обучая этому виду исследовательской деятельности, использовала следующие упражнения:
«Составим кластер»
«Четвёртый лишний»
«Диаграмма Венна»
«Объедини эти фигуры» и т п.
6. Наблюдения – это самый популярный и доступный метод исследования. Чтобы ребёнок научился пользоваться этим методом исследования необходимо развивать внимание и наблюдательность. Для развития этих умений предлагала детям выполнить следующие упражнения:
«Рассматривание»
«Кто пропал?»
«Парные картинки»
«Найди отличия»
7. Эксперимент – важнейший метод исследования.
В нашей группе организован мини – музей «Земли и растений.»
Цель создания нашего мини-музея: создать условия для развития исследовательских навыков в процессе реализации проекта «Земли и растений»
В рамках проекта проводили с детьми следующие опыты:
«Песок движется»
«Почва содержит воздух, воду, песок и глину»
«Песок пропускает воду лучше, чем глина»
Разработан проект в картинках на тему «Кто построил дом у нас под ногами»
Результаты проекта:
*В результате реализации данного проекта дети постепенно овладевают исследовательскими навыками;
* Имеют представления о внутреннем содержании земли и необычных растениях;
* Проявляют интерес к разнообразным природным ресурсам;
* Умеют определять возможные методы решения проблем с помощью взрослых;
* Пополнился словарь детей.
8. Формой связи понятий друг с другом является суждение
«Проверьте правильность утверждений» .
9. Важным средством мышления является вывод, или умозаключение.
Упражнения:
«Что на что похоже?»
«Как люди смотрят на мир»
Таким образом, развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников оказало позитивное влияние на развитие познавательных способностей.
Несомненно, положительными моментами стало то, что:
1. в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления,
2. появилось умение видеть проблему,
3. появилось умение выдвигать гипотезы,
4. умение давать определения некоторым понятиям,
5. сформировались классификационные умения,
6. появилось умения выдвигать идеи и их оценивать,
7. появились навыки исследовательского поведения.