Евгения Модлина
Игра — школа детского общения
▼ Скачать + Заказать документы
Вся жизнь человека проходит в общении. Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутри семейные, общественные, производственные. В процессе общения происходит накопление человеком знаний о мире, осуществляется передача опыта от поколения к поколению, люди координируют свои действия относительно друг друга, тем самым объединяясь в единое целое – социум. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Что же такое моральная норма?
Публикация «Игра — школа детского общения» размещена в разделах
Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимают порядки и предписания, устои, нравственные ценности.
Фундамент нравственных ценностей в личности закладывается в самом раннем возрасте. От его прочности во многом зависит гармоничность растущего человека, его творческий потенциал, характер общения между ним и социумом. И роль взрослого, роль педагога на этом пути трудно переоценить. Народная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет». Вот почему важно, чтобы взрослый был всегда справедлив, чтобы его слова и дела, поступки могли стать примером для подражания.
Общение дошкольников происходит прежде всего в семье – с отцом, матерью, братьями, сестрами. У ребёнка, посещающего детский сад, этот круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками ДОУ.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливое поведение в общественных местах и в быту.
Задачи воспитания культуры общения решаются на основе целесообразного отбора методов и приёмов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников. Связь между различными направлениями воспитательного процесса должна намечаться и прослеживаться в разнообразных вариантах с использованием всего комплекса методов, приёмов, средств. Каждый педагог должен помнить, что детей воспитывают не нормы и идеи, а деятельность в которую дошкольник вовлечён.
Для дошкольника игра является основным видом деятельности. Как же можно воспитать культуру общения в игре?
Игра способствует объединению детей в коллектив.
В игре ребёнок имеет возможность по собственной инициативе вступать в разнообразные контакты с детьми. Сталкиваясь с интересами других детей, он приучается считаться с ними, соотносить свои желания с желаниями других, приобретет опыт самостоятельного налаживания взаимодействий с детьми.
В игре ребёнок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, в коллективе. Это социальная практика жизни в коллективе. Во время игры происходит формирование качеств детской личности : доброжелательность, чуткость, отзывчивость, взаимопомощь. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками.
Игра является школой морали в действии, так как в ней ребёнок активно воссоздаёт отношения между людьми. Таким образом создаются необходимые условия для осознания этих отношений. Игра имеет столь важное значение потому, что в игре, подражая взрослым, их отношениям к другим людям, ребёнок усваивает мораль общества, в котором он живёт. Выполняя игровую роль, ребёнок воспроизводит взаимоотношения людей в трудовой и общественной деятельности, моральные нормы, лежащие в основе этих отношений. К примеру, взяв на себя роль водителя автобуса, ребёнок не только объявляет остановки, а и старается быть внимательным и заботливым к пассажирам. Объясняет им на какой остановке лучше выйти, т. е. проявляет заботу о пассажирах в соответствии с правилами доброжелательных взаимоотношений, принятых в обществе. Ребёнок, в роли медсестры, не только делает укол больному, но и общается с ним определённым образом. Продавец в магазине приветствует покупателя, советует какой товар лучше выбрать.
Ребёнок, добровольно подчиняя своё поведение роли, принимает и условия, вытекающие из неё – выполнение правил. Они не навязываются извне, потому что для всякой игры характерны определённые правила. Каждый её участник должен вести себя в соответствии с той ролью, которую он выполняет, если он её не придерживается, дети могут исключить его из игры.
Игра для ребёнка своего рода мостик в процессе усвоения правил взаимоотношений, который обеспечивает перенос приобретённых знаний в реальные взаимоотношения со сверстниками.
В игре, через игру и при помощи игры ребёнок учится общаться и познаёт мир человеческих взаимоотношений.