Ольга Жукова
Из опыта работы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
Красота мира имеет своим источником
красоту окружающего мира.
В. А. Сухомлинский
«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ними дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» - эти слова Н. А. Ветлугиной являются основой в моей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное, это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.
Публикация «Из опыта работы музыкального руководителя» размещена в разделах
Как это прекрасно - знакомить ребят с музыкой! Я начала работать в детском саду для детей с нарушением зрения в 2000 году. Нарушение зрительных функций у детей влечет за собой вторичные отклонения в речевой, двигательной, психической сферах, так же у них наблюдается невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость. У некоторых детей возникают затруднения в прослеживании движущихся объектов, затруднена ориентация в пространстве, имеются сложности в самостоятельном согласовании движений с музыкой. И, кроме этого, у многих детей - нарушение речевого развития, которое проявляется в слабости артикуляционной моторики, речевого слуха, развития фонематического слуха. Об этом написала статью в журнале «Музыкальный руководитель» (2012г). Для дальнейшего самообразования работаю над темой «Логоритмика для детей, имеющих нарушения зрения».
Работая со слабовидящими детьми, я пришла к необходимости использовать на занятиях кроме типовой программы под ред. М. А. Васильевой элементы программы «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Т. Э. Тютюнниковой, авторские разработки Е. Железновой «Музыка с мамой», речевые игры.
Занятия с детьми младшего возраста провожу в виде игры, маленького сюрприза, сказки. Дети в этом возрасте в основном слушают. Поэтому на занятиях звучат песни и без музыкального сопровождения, чтобы малыши не только слушали музыку, но и понимали, о чем она, вслушивались в лирическое, напевное звучание слов и словосочетаний. Песенный репертуар подбираю такой, где часто встречаются звукоподражания «Ля-ля-ля», «Ду-ду-ду», «Тук-тук» и т. д., для того чтобы активизировать участие детей в пении.
Так как зрительное восприятие у слабовидящих детей отличается неполнотой и фрагментарностью образа, то в разделе «слушание» использую не только зрительный, слуховой анализаторы, но и тактильное изучение предмета. Демонстрационный материал использую крупный, яркий, цветной. Если есть необходимость, то наглядный материал раздаю детям индивидуально.
Классическую музыку использую во время слушания, а так же при входе в зал, а под «Вальс-шутку» Шостаковича мы можем после окончания занятия «вылететь, как снежинки» из зала. Практикую слушание классических музыкальных произведений с использованием ИКТ. Применение информационных средств обучения предоставляет хорошие возможности для реализации различных дидактических идей и принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность педагога принципиально новым содержанием. Просмотр готовых презентаций «Виды оркестров», «Народная музыка в исполнении оркестра народных инструментов», «Классическая музыка в исполнении симфонического оркестра» позволяет познакомиться с культурой и фольклором различных народов не только нашей страны, но и мира.
С детьми средней группы начинаю ставить небольшие инсценировки с песенками с использованием настольного театра, фланелеграфа, драматизации с объемным материалом. Игрушки помогают заинтересовать детей, активизировать их речь. Народные потешки развивают образное мышление, творческое воображение. Учитывая особенности восприятия детей с нарушением зрения, темп ведения занятия выбираю сама. При слишком быстром темпе дети не успевают понять, чего от них хотят, при затягивании занятия - утомляются и теряют к нему интерес. Поэтому речь должна быть четкой, небыстрой, выразительной; задачи ставлю коротко и ясно.
Частые гости у малышей - их старшие товарищи. Дети подготовительной к школе группы показывают кукольный театр, устраивают концерты, выступают с сюрпризами на утренниках.
В старшей группе при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм.
В подготовительной группе знакомлю детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и разной оркестровой обработке. Использование компьютера и мультимедийного проектора позволяет показывать иллюстративный материал в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения по слушанию. Презентации по разучиванию песен помогает детям более быстрому запоминанию слов, способствуют пониманию содержания. Продолжаем учиться играть на металлофоне, русских народных музыкальных инструментах : трещотках, треугольниках, маракасах, двойных, тройных ложках.
В результате системной работы по вокально - хоровой деятельности мои воспитанники учатся петь естественным голосом, при этом правильно произносить звуки в словах. Речь у них становится более выразительной. Они становятся более активными, менее скованными, стеснительными. А интерес к результатам ребенка со стороны окружающих значительно повышает самооценку ребенка, его самопринятие, развивает потребность в самостоятельных и творческих действиях. Дети ежегодно принимают участие в городских конкурсах и смотрах в номинациях «вокал» и «инструментальное творчество». Сольные выступления я поручаю только уверенным в своих возможностях детям. Неуверенных, зажатых ребят я беру в групповые выступления, не травмируя их психику, постепенно способствуя их раскрепощению.
Тесно взаимодействую с педагогами – логопедом, тифлопедагогом, психологом, инструктором по физическому развитию.
Совместно мы проводим мероприятия: «Как пчелки лес спасли», «Разноцветная радуга», «Рыцарский турнир», «В гостях у Бантика и Косички». Педагоги с воспитанниками участвовали в инсценировке сказок: «Репка», «Волшебник Ох». Важную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он является главным помощником музыкального руководителя. Совместно со специалистами с детьми проводится всесторонняя диагностика, которая помогает увидеть несформированные или отстающие от нормы компоненты музыкального и эмоционально-психического развития.
Педагогика нового времени признаёт приоритет семейного воспитания и требует взаимодействия между семьёй и дошкольным учреждением, построенным на основе сотрудничества.
Использую разнообразные формы работы с родителями : показательные занятия, индивидуальные консультации, совместные мероприятия.
Проводила собрание, посвященное дню матери, «Мама в доме, что солнышко на небе», «Музыкальное воспитание детей в семье» с элементами музыкального занятия.
В этом учебном году в нашем детском саду были проведены следующие мероприятия с участием родителей:
вокальный конкурс «Два голоса» (проводится четвертый год, в котором принимают участие вокальные дуэты, состоящие из ребенка и любого члена семьи, педагога; осенний досуг «Капустные посиделки»в младшей и подготовительных группах;
праздники «Правила дорожного движения», «А ну-ка, мамы». Родители участвуют в постановках сказок, спектаклей (например, «Вежливые слова», «Сказка про Дуню - ленивицу», «Простоквашино»).
Основные задачи работы с родителями :
Объединить усилия для воспитания и духовного развития детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Регулярно повышаю свой уровень самообразования на методобъединениях, семинарах, курсах повышения квалификации, обмениваюсь опытом с коллегами в педагогических интернет-клубах. Выступила с обобщением опыта по теме «Развитие творческих способностей через драматизацию» (сертификат); приняла участие в педагогических чтениях с темой «Об интонации при работе с «гудошниками»» (диплом 2 ст).
Для дальнейшего интереса детей к музыкальному творчеству постоянно обновляю кабинет наглядными и дидактическими материалами.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности. Необходимо поддерживать растущий интерес к музыке и создавать соответствующие условия для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.