Наталья Попонина
Из опыта работы «Музейная педагогика — эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Даём детям не итоги чужих исканий,
А ведём их тропой исканий».
В современных условиях жизни общества становится актуальным поиск новых моделей и форм организации деятельности детей в условиях ДОУ. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далёкого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребёнка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются самыми близкими людьми, знакомыми и привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Чем старше становится малыш, интерес к окружающему возрастает и крепнет. Юные исследователи начинают задавать многочисленные вопросы, порой бесстрашно отправляются в «путешествие в неведомый, манящий тайнами, чудесами, неизвестностью мир». На практике эта удачная встреча происходит порой не часто. Обычно крайне мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем. Известно, что о сложном говорить простым, доступным языком трудно. А в результате зародившийся огонёк любопытства гаснет, и неизвестно вспыхнет ли он вновь. Задача же наставника не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы, а в том, чтобы совместно с ребёнком искать пути их решения или просто поставить их, чтобы решать потом всю жизнь. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас субъективный или поверхностный. Развитие ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельную сферы.
Публикация «Из опыта работы „Музейная педагогика — эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно – речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, а далее и в человеческом обществе. И реализует актуальную на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй и социумом. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно – воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности. Средства музейной педагоги помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно – нравственных ценностей.
Слово «музей» происходит от греческого и латинского слов – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. В условиях нашего города не так много музеев – это Краеведческий музей, музей истории медицины, музей Боевой и трудовой славы, Историко – краеведческий музей, музей Истории локомотивного депо, и Школьный историко – краеведческий музей. Все они ориентированы, в основном, на школьников. А также существует проблема с организацией посещения музеев.
Поэтому, проблему решает создание мини – музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно – образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно – образовательного пространства. Но, в условиях детского сада созданий экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду и назвали «мини - музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиций и определённую ограниченность тематики. Под мини – музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Мини – музей – это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Они могут участвовать в обсуждении тематики, приносить из дома экспонаты, пополняя фонд музея. В обычном музее, ребёнок, лишь пассивный созерцатель, так как в настоящих музеях, экспонаты нельзя трогать, а в мини-музеях, не только можно, но и нужно. Здесь ребёнок – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей в ДОУ – результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.
Я хочу поделиться опытом сотрудничества с родителями в нашем детском саду по познавательному развитию дошкольников средствами музейной педагогики. В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой – либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его семьи, ребёнка. Суть функционирования мини – музеев состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, истории культуры своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений в творческой деятельности. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, за один год, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями – наблюдается рост познавательного развития воспитанников. Созданные мини – музеи активно помогают ребёнку осознать себя, живущим в определённый временной период, развивают в нём доброе, заботливое отношение к людям, человеческим ценностям. Учат ориентироваться в природной и социальной среде обитания.
Кроме того, использование элементов музейной педагогики в ДОУ позволяет эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребёнка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать.