Янович Лариса
Мини-музей одна из форм работы логопеда с детьми с ТНР. Мини-музей «Музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы логопеда речевой группы.
Мини-музей одна из форм работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Проект: Мини-музей «Музыкальные инструменты».
Профиль: познавательно-творческий.
Руководители: Учитель-логопед : Янович Л. В.
и воспитатели группы: Юшманова Ю. А, Кулакова А. В.
Участники: педагоги, дети, родители
Актуальность:
Публикация «Мини-музей одна из форм работы логопеда с детьми с ТНР, Мини-музей „Музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные мини-музеи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
У детей логопедической группы имеются нарушения фонематического слуха, мелкой моторики, внимания. Работа с музыкальными инструментами (отбивание ритма (по схеме, по показу, повторение ритма, угадывание какой инструмент звучит) способствует развитию фонематического слуха.
Участие детей в различных формах работы музея поможет развитию речи, развитию мелкой моторики и внимания дошкольников.
Цель:
Познакомить детей с многообразием музыкальных инструментов, через участие в различных видах деятельности в мини-музее «Музыкальные инструменты».
Задачи:
1. Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах;
2. Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников через посещение мини-музея музыкальных инструментов.
3. Развивать чувство ритма, фонематический слух;
4. Развивать речь, расширять словарный запас детей;
5. Развивать внимание детей;
6. Развивать мелкую моторику у дошкольников;
7. Воспитывать интерес к музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам;
8. Формировать умение правильно вести себя в музее;
9. Формировать представление о музее.
Формы деятельности по созданию музея:
1. Определение темы мини-музея;
2. Составление схемы будущего музея;
3. Выбор места расположения;
4. Сбор материала для музея;
5. Определение содержания экспозиции;
6. Привлечение родителей и детей к организации мини-музея;
7. Оформление альбома «Музыкальные инструменты»;
8. Распечатывание раскрасок для дошкольников по теме: «Музыкальные инструменты»;
9. Составление картотеки загадок о музыкальных инструментах;
10. Изготовление персонажей для раздела «Театр»;
11. Изготовление пособия «Разрезные картинки»;
12. Изготовление дидактических игр по теме музея;
13. Изготовление ширмы;
14. Подбор картинок по теме.
Разделы музея:
1. На инструменте играю-музыку сочиняю;
2. На схему смотрю и ритм правильно стучу;
3. Угадай на чём играю. Инструменты все я знаю;
4. Театр;
5. Делаю сам;
6. Раскрашиваю-запоминаю;
7. В игры играю-инструменты изучаю;
8. Я загадки отгадаю, потому что всё я знаю.
Описание экспонатов:
Ударные, шумовые музыкальные инструменты
1. Шаркунок (погремушка) - 4 шт. Традиционная берестяная погремушка. Её делал хозяин дома на радость детям. Ещё она имела функцию оберега – шум, издаваемый ею, отгонял от ребёнка злые силы. Привезли шаркунки из Устьянского района. Изготовлены из бересты и гороха (на мастер-классе в ЦДК).
2. Бубенцы (бубенчики) – 2шт. с деревянной ручкой. Старинный русский музыкальный инструмент. В прежние времена, бубенцы подвешивались к шее коня для красоты, или к шее козы, коровы для того чтобы они не потерялись. Позже они превратились в муз. инструмент.
3. Деревянные ложки, веерные ложки – 8шт. Древнейший славянский ударный музыкальный инструмент, существует множество приёмов игры на ложках.
4. Металлофон – 1шт. Ударный музыкальный инструмент, основной элемент которого ряд металлических пластин клавиш, по которым ударяют молоточком.
5. Трещётки (трескотухи) веерная, круговая – 3шт. Исконно русский деревянный музыкальный инструмент
6. Маракасы (мараки) – 3шт. Древнейший ударно-шумовой инструмент, разновидность погремушки. При игре используют пару погремушек – по одной в каждой руке.
7. Ксилофон – 1шт. Ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Это ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты, по брускам ударяют палочками с наконечниками.
8. Колокольчики (глиняные, деревянные, металлические) – 6шт.
9. Барабан – 1шт. Барабан относится к группе ударных музыкальных инструментов. Среди множества разновидностей наиболее известен мембранный барабан, имеющий плотный металлический или деревянный корпус, обтянутый сверху мембраной (кожаной, пластиковой). Звукоизвлечение происходит после удара по мембране специальными палочками. Некоторые музыканты предпочитают удары руками.
Духовые музыкальные инструменты
1. Свистульки (из глины и дерева) – 5шт. Русская традиционная сосудообразная флейта со свистковым устройством. Имеет отверстия, либо без них. Изготавливается из глины, керамики или дерева.
2. Губная гармошка (гармоника) – 2шт. Духовой язычковый музыкальный инструмент.
Струнные музыкальные инструменты
1. Балалайка – 1шт. Струнный музыкальный инструмент балалайка был изобретен на Руси. Балалайки могут быть треугольные или овальные. Чаще всего они выполняются из дерева, а струны металлические.
2. Гитара – 1шт. струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире, без гитары не проходит не один сольный концерт.
Музыкальные инструменты изготовленные из подручных материалов своими руками – 8шт.
План работы с мини-музеем :
1. Беседа с детьми по теме : «Что такое музей?»;
2. Обзорная экскурсия в мини-музей (ознакомление с музыкальными инструментами, их видами);
3. Тематическая экскурсия;
4. Мастер- класс по изготовлению музыкальных инструментов;
5. Организация выставки поделок «Музыкальные инструменты»;
6. Викторина загадок по теме мини-музея;
7. Игра-соревнование. «Кто быстрее?»;
8. Игра «Угадай на чём играю»;
9. Выставка раскрасок «Музыкальные инструменты»;
10. Мини-концерт : «Я музыку придумал сам» (каждый придумывает музыку на своём инструменте);
11. Рассказ детей о музыкальном инструменте (презентация);
12. Выступление «Оркестр»;
13. Спектакль «Теремок» с музыкальным сопровождением.
14. Чтение художественной литературы.
Русская народная сказка «Волшебная дудочка»;
Братья Гримм «Чудаковатый музыкант», «Бременские музыканты», «Поющая косточка»;
В. Бианки «Музыкант»;
Агния Барто «Нужная песня», «Колыбельная», «Заиграла музыка»;
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»;
Е. Пермяк «Пастух и скрипка».
Тема и формы :
Русская народная сказка «Волшебная дудочка»
1. Беседа с детьми. Тема "Что такое музей?"
Цель: ознакомление детей с понятием "музей", правилами поведения в музее.
Обр. область: познавательная. Вид деятельности: коммуникативная.
2. Обзорная экскурсия в мини-музей. Тема "Знакомство детей с музыкальными инструментами, их видами".
Обр. область: познавательная, речевая. Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная
3. Тематическая экскурсия. Тема "Трещотка"
Цель: ознакомление детей с музыкальным инструментом трещоткой, её особенностью, свойствами.
Обр. область: познавательная, речевая. Вид деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная.
4. Тематическая экскурсия. Тема "Ложки"
Цель: ознакомление детей с музыкальным инструментом ложки, её особенностью, свойствами.
Обр. область познавательная, речевая. Вид деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная.
5. Мастер- класс. Тема" Музыкальный инструмент"
Цель: научить детей изготавливать из подручного материала простые музыкальные инструменты.
Обр. область: Художественно – эстетическая. Вид деятельности: продуктивная.
6. Выставка поделок. Тема "Музыкальный инструмент"
Обр. область художественно-эстетическая. Вид деятельности: продуктивная.
7. Игра-соревнование. Тема «Кто быстрее?» Игровая деятельность.
Цель: закреплять названия музыкальных инструментов, развивать мышление, мелкую моторику.
8. Мини-концерт. Тема: «Я музыку придумал сам»
Обр. область: художественно – эстетическая. Вид деятельности: музыкально - художественная.
9. Игра «Угадай на чём играю?».
Цель: развивать фонематический слух, внимание. Вид деятельности: игровая, музыкально-художественная.
10. Тематическая экскурсия. Тема "Колокольчики и бубенчики"
Цель: ознакомление детей с музыкальными инструментами колокольчиком и бубенчиком, их особенностями, свойствами.
Обр. область: познавательная, речевая. Вид деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная.
11. Беседа с детьми. Тема "Какие бывают свистульки"
Цель: ознакомление детей с музыкальным инструментом свистулькой, её особенностью, свойствами.
Обр. область: познавательная, речевая. Вид деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная.
.