МААМ-картинки

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)

Ирина Каргаполова
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд №1

Устное народное творчество

как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

в условиях образовательной программы ДОУ

Слайд №2

Публикация «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

“… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа” К. Д. Ушинский
Слайд №3

Актуальность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Я считаю, что на сегодняшний день эта проблема крайне актуальна. Это отражается и в политике государства, и в образовательной политике, и в средствах массовой информации. В последнем послании федеральному собранию В. В. Путин говорит о том, что «Российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что во все времена делало нас крепче и сильнее».

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество.

Слайд №3

Цель работы по данной теме:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности средствами фольклора.

Слайд №4

Главные задачи в моей работе:

создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка;

учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными;

знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью;

воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Слайд №5

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке наиболее эффективных форм знакомства детей с фольклором.

Слайд № 6

Ожидаемый результат:

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

I этап

На первоначальном этапе мною были изучены, обобщены и систематизированы имеющиеся методические разработки по проблеме исследования. За основу в своей работе взяла программу авторов Ольги Львовны Князевой и Марии Давыдовны Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, с учётом авторской программы “Ладушки” Ирины Михайловны Каплуновой и Ирины Арсентьевной Новоскольцевой.

II этап

Одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности духовно-нравственного воспитания является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей. С этой целью я провела ряд консультаций для родителей, а также пополняю родительский уголок информацией в соответствии с православным календарём.

III этап

Слайд №7. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в этот период ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я использовала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Игрушки для детей подбирала так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Через несколько дней я замечала, что у малышей постепенно исчезает тревожность, чувство страха.

Народные песенки, потешки, пестушки помогали мне прививать детям положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п.

С помощью русских народных сказок я помогаю детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, расширяю кругозор, развиваю речь, фантазию, воображение. Загадки – полезное упражнение для детского ума.

Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Их я использую во всех процессах воспитательной работы.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Народная музыка, песня также понятна и близка детям. Народные песни удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Я учу своих воспитанников исполнять песни соло, хором, с приплясом, в хороводе, с сопровождением народных инструментов. Хочется отметить, что песни дети не просто поют, а инсценируют, проживают её, как говорили в старину «играем песню».

На непосредственно образовательной деятельности знакомлю детей с историей православных праздников, традициями их празднования в России. Стараюсь учить ребенка стремиться к добру, различать добро и зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие, формировать христианское отношение к ближним.

Слайд №8

Когда в дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе, мной была разработана программа фольклорного кружка «Горенка». Я сделала попытку обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на духовно-нравственное развитие дошкольников 4 -7 лет.

Цель программы: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа средствами фольклора. Оригинальность программы работы фольклорного кружка заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи. Только количество и уровень сложности устного и музыкального материала увеличиваются с каждым годом.

Слайд №9

Для эффективности успеха своей работы, я организовала мини – музей «Русская изба». В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. Экспонаты музея постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.

Слайд №10

Итог систематической работы фольклорного кружка «Горенка» – это проведение народных праздников, которые объединяют в себе разные виды народного фольклора.

В 2013-2014 учебном году я реализовала творческий проект «От осени до весны», задачи которого заключаются в том, чтобы познакомить детей и родителей с русскими календарными праздниками; воспитывать у детей духовно-нравственные качества и чувство причастности к русской культуре.

Слайд №11

Ребята успешно выступили на праздниках «Осенние посиделки на Покров»

Слайд №12 «Рождественские колядки»,

Слайд №13«Масленица»,

Слайд №14«Благовещенье – встреча весны»,

Слайд №15 «Весенние посиделки на Пасху».

Слайд№16 Также мои воспитанники показали театрализованное представление обрядовой свадьбы на Руси «Встреча князя молодого с белою лебедушкой».

Слайд №17 Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, татары, чуваши. От того, как мы будем прививать детям с детства уважение к культуре и традициям, как своего, так и других народов зависит процветание семьи и Отчизны. Поэтому мной был разработан проект «Хоровод дружбы», одной из задач которого, является ознакомление детей с народной культурой и бытом людей чувашской, татарской национальностей на примере семей воспитанников.

Слайд№ 18

В моей работе большую помощь оказывают родители. Они и первые помощники, и первые зрители, и первые критики, а также участники праздников и выставок.

Результативность работы по данной теме.

Слайд №19 Подводя итоги своей работы, хочется с чувством удовлетворения отметить достижение положительных результатов в процессе кропотливой, трудоемкой, но очень интересной работы. Наблюдения за детьми показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, селу, Родине, умение радоваться своим успехам, успехам сверстников. Дети стараются действовать в интересах партнера или группы сверстников, используют в активной речи потешки, считалки, загадки, умеют играть в русские народные подвижные игры, имеют представление о традициях праздновании народных праздников.

Вывод.

Таким образом, систематически организованная мной работа с дошкольниками по использованию народного фольклора благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка с раннего возраста и играет огромную роль в его духовно-нравственном воспитании.

Публикации по теме:

Обобщенный педагогический опыт Обобщенный педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 82 г. Карталы".

Педагогический опыт Актуальность и перспективность опыта. В настоящее время формирование представлений о воспитании патриотических чувств, становится приоритетным.

Педагогический опыт «Дом, в котором я живу». Чтобы любить Родину, надо знать, за что её любить, надо знать её историю знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания,.

Педагогический опыт «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Педагогический опыт «Использования средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Абрамушкиной Татьяны Николаевны Воспитателя.

Педагогический опыт «Растения — живые существа»Педагогический опыт «Растения — живые существа» МБДОУ детский сад №3 "Колокольчик" Педагогический опыт по теме "Растения- живые существа" Выполнила : воспитатель 2 категории.

Педагогический опыт по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Донщина-Родина моя» В настоящее время чрезвычайно важной задачей в развитии личности дошкольника является приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям,.

Педагогический опыт «зкологическое воспитание дошкольников». Педагогический опыт «Экологическое воспитание дошкольников» По теме «Экологическое воспитание дошкольников» Актуальность. Сегодня, как.

Передовой педагогический опыт по созданию единого образовательного пространства в ДОУ Технология передового опыта Цель: создание единого образовательного пространства. Для реализации вышеуказанной цели я поставила перед собой.

Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке»Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке» Я работаю в детском саду "Рябинушка". И так уж вышло, что это именно тот детский сад, который я посещала сама, будучи маленькой девчонкой.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 23 августа 2015 в 14:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Каргаполова (УИ 170917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД