Ирина Каргаполова
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Устное народное творчество
как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
в условиях образовательной программы ДОУ
Слайд №2
Публикация «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Устное народное творчество
- Темочки
“… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа” К. Д. Ушинский |
Актуальность.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Я считаю, что на сегодняшний день эта проблема крайне актуальна. Это отражается и в политике государства, и в образовательной политике, и в средствах массовой информации. В последнем послании федеральному собранию В. В. Путин говорит о том, что «Российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что во все времена делало нас крепче и сильнее».
Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество.
Слайд №3
Цель работы по данной теме:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности средствами фольклора.
Слайд №4
Главные задачи в моей работе:
создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка;
учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными;
знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью;
воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Слайд №5
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке наиболее эффективных форм знакомства детей с фольклором.
Слайд № 6
Ожидаемый результат:
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
I этап
На первоначальном этапе мною были изучены, обобщены и систематизированы имеющиеся методические разработки по проблеме исследования. За основу в своей работе взяла программу авторов Ольги Львовны Князевой и Марии Давыдовны Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, с учётом авторской программы “Ладушки” Ирины Михайловны Каплуновой и Ирины Арсентьевной Новоскольцевой.
II этап
Одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности духовно-нравственного воспитания является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей. С этой целью я провела ряд консультаций для родителей, а также пополняю родительский уголок информацией в соответствии с православным календарём.
III этап
Слайд №7. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в этот период ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я использовала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Игрушки для детей подбирала так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Через несколько дней я замечала, что у малышей постепенно исчезает тревожность, чувство страха.
Народные песенки, потешки, пестушки помогали мне прививать детям положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п.
С помощью русских народных сказок я помогаю детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, расширяю кругозор, развиваю речь, фантазию, воображение. Загадки – полезное упражнение для детского ума.
Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Их я использую во всех процессах воспитательной работы.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Народная музыка, песня также понятна и близка детям. Народные песни удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Я учу своих воспитанников исполнять песни соло, хором, с приплясом, в хороводе, с сопровождением народных инструментов. Хочется отметить, что песни дети не просто поют, а инсценируют, проживают её, как говорили в старину «играем песню».
На непосредственно образовательной деятельности знакомлю детей с историей православных праздников, традициями их празднования в России. Стараюсь учить ребенка стремиться к добру, различать добро и зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие, формировать христианское отношение к ближним.
Слайд №8
Когда в дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе, мной была разработана программа фольклорного кружка «Горенка». Я сделала попытку обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на духовно-нравственное развитие дошкольников 4 -7 лет.
Цель программы: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа средствами фольклора. Оригинальность программы работы фольклорного кружка заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи. Только количество и уровень сложности устного и музыкального материала увеличиваются с каждым годом.
Слайд №9
Для эффективности успеха своей работы, я организовала мини – музей «Русская изба». В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. Экспонаты музея постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.
Слайд №10
Итог систематической работы фольклорного кружка «Горенка» – это проведение народных праздников, которые объединяют в себе разные виды народного фольклора.
В 2013-2014 учебном году я реализовала творческий проект «От осени до весны», задачи которого заключаются в том, чтобы познакомить детей и родителей с русскими календарными праздниками; воспитывать у детей духовно-нравственные качества и чувство причастности к русской культуре.
Слайд №11
Ребята успешно выступили на праздниках «Осенние посиделки на Покров»
Слайд №12 «Рождественские колядки»,
Слайд №13«Масленица»,
Слайд №14«Благовещенье – встреча весны»,
Слайд №15 «Весенние посиделки на Пасху».
Слайд№16 Также мои воспитанники показали театрализованное представление обрядовой свадьбы на Руси «Встреча князя молодого с белою лебедушкой».
Слайд №17 Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, татары, чуваши. От того, как мы будем прививать детям с детства уважение к культуре и традициям, как своего, так и других народов зависит процветание семьи и Отчизны. Поэтому мной был разработан проект «Хоровод дружбы», одной из задач которого, является ознакомление детей с народной культурой и бытом людей чувашской, татарской национальностей на примере семей воспитанников.
Слайд№ 18
В моей работе большую помощь оказывают родители. Они и первые помощники, и первые зрители, и первые критики, а также участники праздников и выставок.
Результативность работы по данной теме.
Слайд №19 Подводя итоги своей работы, хочется с чувством удовлетворения отметить достижение положительных результатов в процессе кропотливой, трудоемкой, но очень интересной работы. Наблюдения за детьми показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, селу, Родине, умение радоваться своим успехам, успехам сверстников. Дети стараются действовать в интересах партнера или группы сверстников, используют в активной речи потешки, считалки, загадки, умеют играть в русские народные подвижные игры, имеют представление о традициях праздновании народных праздников.
Вывод.
Таким образом, систематически организованная мной работа с дошкольниками по использованию народного фольклора благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка с раннего возраста и играет огромную роль в его духовно-нравственном воспитании.