Безрукова Елена Васильевна
Из опыта работы «Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы : "Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста".
«Самое прекрасное, что мы можем испытать,-это ощущение тайны»
Альберт Энштейн.
Публикация «Из опыта работы „Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие).
Проблема тревожности у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Актуальность сказкотерапии состоит и в том, что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей: нами наблюдается игнорирование родителями домашнего чтения рассказов, сказок, посвященных духовно-нравственной проблеме.
• На сегодняшний день существуют такие проблемы, как:
• жестокие сказки, несущие в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;
• недостаточная разнообразность подачи сказок дошкольникам, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов;
• занятость родителей и развитие массового телевидения, интернета - ребенок чаще сидит у телевизора,телефона или у компьютера, чем с книгой.
Тревожность, согласно исследованиям педагогов - психологов можно классифицировать на два вида:
Ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство.
Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный
Цель исследования: определение эффективности современных методов сказкотерапии для коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребёнка.
В задачу сказкотерапии входят :
1. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
2. Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
3. Выявление и поддержка творческих способностей.
4. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
5. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений, но мне бы хотелось подробнее остановиться на методе сказкотерапии.
Сказкотерапия как метод терапии психологических трудностей сложилась не так давно, в начале 90-х годов прошлого столетия.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, и т. д.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Таким образом, сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.
Основные принципы моей работы :
• позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества) ; от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;
•сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;
• постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного
участника творческого процесса создания сказок.
Были использованы методы и приемы :
• Чтение сказок.
• Работа над сочинением сказки.
• Принятие роли сказочного героя на себя.
• Игры, упражнения и беседы, загадки.
• Арттерапия: рисование.
• Использование наглядных пособий : рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.
КАК ЖЕ ДЕЙСТВУЕТ СКАЗКА?
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь педагог психолог.
Виды терапевтических сказок.
1. Дидактические сказки. Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме.
2. Художественные сказки В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.
3. Диагностические сказки. Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав себе в герои мышку - норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.
4. Психокоррекционные сказки. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе с главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.
5. Медитативные сказки. Чтобы снять усталость и напряжение - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоиться и найти способ расслабиться.
СКАЗКОТЕРАПИЯ делет сказки по отдельно взятым детским проблемам таких как сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т. п.);
сказки для детей в случае утраты значимых людей или любимых животных;
сказки для гиперактивных детей. сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом,сказки для агрессивных детей;и т. п.
Использовала следующие этапы работы
1 этап работы : Ритуал вхождения в сказку
Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
В гости приходит сказочный герой (кукла,любимый герой,кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят его прочитать.
Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку
2 этап работы : Чтение сказки Например, сказка : «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это 1-ый вариант работы.
Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
3 этап работы : Обсуждение сказки
Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети показывают, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица.
Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не изменится.
А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее. 4-ий этап работы : Ритуал выхода из сказки
Мелодия для выхода из сказки.
Дети стоят в кругу и проговаривают Стихотворение:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Работая с тревожными детьми, в первую очередь следует придерживаться нескольких правил:
- При чтении или рассказывании сказки должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо педагога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- Нельзя допускать затянувшихся пауз.
-Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
-сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ
Сказка для детей, которые всего боятся.
Жил в одном лесу маленький ежик. Однажды пошел он грибы собирать. Идёт ёжик, по сторонам смотрит, вдруг слышит – трава шелестит. Испугался ёжик, свернулся клубочком и дышать перестал. Потом успокоился, пригляделся, а это жучок с травой играет. Пошел ёжик дальше. А тут сова – как ухнет. Ёжик глаза от страха зажмурил и колючки выставил. Когда всё стихло, открыл ёж один глаз, другой, видит - нет совы. Развернулся ёжик и осторожно стал дальше пробираться. Тут видит - мчится ему навстречу серый комочек с длинными ушами, а за ним волк гонится. Испугался ёжик, затрясся. Но потом подумал: «А зайцу-то ещё страшнее, чем мне». Бросился ёжик волку под ноги и свернулся клубочком. Покатился волк кубарем, упал в канаву и завыл: "У-у-у". Вот каким ёжик смелым оказался!
Сказка для детей, которые боятся привидений
Мальчик Миша очень боялся привидений. Он даже спал с включенным светом. Но все равно, каждую ночь, когда Миша ложился спать, они появлялись в его комнате. Миша звал маму, мама приходила, но привидение тут же исчезало. Миша плакал, рассказывал маме про привидение. Мама, конечно, не верила и уходила к себе.
Однажды Мише на Новый год Дед Мороз подарил фотоаппарат. Первым делом Миша решил сфотографировать привидение, чтобы показать фотографию маме. Он лёг спать, положил фотоаппарат под подушку и стал ждать. Вскоре появилось привидение, Миша достал фотоаппарат и быстро сделал несколько снимков.
Утром он стал показывать снимки маме. Но… ни на одной фотографии приведения не оказалось. «Так значит приведений нет?» - удивился Миша. «Конечно нет», - засмеялась мама. С тех пор к Мише никогда больше не приходили приведения, да и как они могли приходить – привидений же нет!
Сказка для хвастливых и скромных детей.
Одна девочка, гуляя по лесу, потеряла свое колечко. Села она на пригорок и заплакала. Собрались вокруг плачущей девочки разные лесные звери и птицы. Сова сказала : «Не плачь, у меня глаза такие зоркие, что я найду твое кольцо». Заяц сказал : «Не плачь, я такой быстрый, что обегу весь лес и найду твоё кольцо». Мышка сказала : «Не плачь, я очень юркая – в каждую дырочку загляну и отыщу твое кольцо». Но однако же никто из них даже не сошел с места, они только сидели и рассуждали. Зато муравьи ничего не сказали и ничего не обещали. Они разбежались по лесу, нашли кольцо и принесли его девочке.
Сказка для неуверенных в себе детей.
В далекой Индии жил-был слоненок. Он был большой и сильный, но почему-то думал, что он слабый и маленький. Мама всегда ему говорила: "Когда вырастешь - будешь царем зверей". Но слоненок не верил: "Нет, скорее тигр будет царем зверей, чем я". А тигренок поддакивал: "Да, когда я вырасту, я буду царем зверей, потому что я самый сильный и смелый". Но когда слоненок и тигр выросли, произошла одна случайность. Наш слоненок, который к тому времени стал могучим слоном, случайно наступил спящему тигру на хвост. Тигр жалобно завизжал и закричал: "Слон! Ты самый сильный, самый смелый и самый главный! Ты - царь зверей! Только уйди с моего хвоста!". Тогда слон, наконец понял, что он и вправду самый сильный и достоин быть царем зверей!
Особую роль в своей работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказкотерапии, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. С этой целью я провела беседу на тему «Сказка в жизни ребенка», а также раздали памятки на эту тему. Кроме того, провела тестирование родителей на тему «Какие сказки нужны моему ребенку?».
Работа с родителями помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии :
• - провела индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;
• - выступила с презентацией на родительском собрании на тему «Сказкотерапия детских проблем»
- изготовила и раздала памятки для родителей.
Результативность опыта.
В результате проведенной работы мы наблюдали значительные положительные изменения у детей:
эмоции приобретают большую глубину и устойчивость,
преобладают положительные эмоции;
появляется постоянная дружба со сверстниками;
развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;
ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
снизился уровень тревожности, агрессивности, страха.
Родители: стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей;
т. о. повысилась психолого-педагогическая культура.