Папки-передвижки

Из опыта работы «Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста»

Безрукова Елена Васильевна
Из опыта работы «Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста»

Из опыта работы : "Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста".

«Самое прекрасное, что мы можем испытать,-это ощущение тайны»

Альберт Энштейн.

Публикация «Из опыта работы „Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие).

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Актуальность сказкотерапии состоит и в том, что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей: нами наблюдается игнорирование родителями домашнего чтения рассказов, сказок, посвященных духовно-нравственной проблеме.

• На сегодняшний день существуют такие проблемы, как:

• жестокие сказки, несущие в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;

• недостаточная разнообразность подачи сказок дошкольникам, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов;

• занятость родителей и развитие массового телевидения, интернета - ребенок чаще сидит у телевизора,телефона или у компьютера, чем с книгой.

Тревожность, согласно исследованиям педагогов - психологов можно классифицировать на два вида:

Ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство.

Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный

Цель исследования: определение эффективности современных методов сказкотерапии для коррекции тревожности детей дошкольного возраста.

Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребёнка.

В задачу сказкотерапии входят :

1. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

2. Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

3. Выявление и поддержка творческих способностей.

4. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

5. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений, но мне бы хотелось подробнее остановиться на методе сказкотерапии.

Сказкотерапия как метод терапии психологических трудностей сложилась не так давно, в начале 90-х годов прошлого столетия.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, и т. д.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Таким образом, сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

Основные принципы моей работы :

• позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества) ; от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;

сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;

• постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

участника творческого процесса создания сказок.

Были использованы методы и приемы :

• Чтение сказок.

Работа над сочинением сказки.

• Принятие роли сказочного героя на себя.

• Игры, упражнения и беседы, загадки.

Арттерапия: рисование.

Использование наглядных пособий : рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

КАК ЖЕ ДЕЙСТВУЕТ СКАЗКА?

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь педагог психолог.

Виды терапевтических сказок.

1. Дидактические сказки. Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме.

2. Художественные сказки В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.

3. Диагностические сказки. Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав себе в герои мышку - норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.

4. Психокоррекционные сказки. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе с главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.

5. Медитативные сказки. Чтобы снять усталость и напряжение - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоиться и найти способ расслабиться.

СКАЗКОТЕРАПИЯ делет сказки по отдельно взятым детским проблемам таких как сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т. п.);

сказки для детей в случае утраты значимых людей или любимых животных;

сказки для гиперактивных детей. сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом,сказки для агрессивных детей;и т. п.

Использовала следующие этапы работы

1 этап работы : Ритуал вхождения в сказку

Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.

Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.

Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,

Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»

В гости приходит сказочный герой (кукла,любимый герой,кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят его прочитать.

Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку

2 этап работы : Чтение сказки Например, сказка : «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это 1-ый вариант работы.

Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

3 этап работы : Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети показывают, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица.

Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не изменится.

А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее. 4-ий этап работы : Ритуал выхода из сказки

Мелодия для выхода из сказки.

Дети стоят в кругу и проговаривают Стихотворение:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Работая с тревожными детьми, в первую очередь следует придерживаться нескольких правил:

- При чтении или рассказывании сказки должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо педагога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

- Нельзя допускать затянувшихся пауз.

-Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

-сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ

Сказка для детей, которые всего боятся.

Жил в одном лесу маленький ежик. Однажды пошел он грибы собирать. Идёт ёжик, по сторонам смотрит, вдруг слышит – трава шелестит. Испугался ёжик, свернулся клубочком и дышать перестал. Потом успокоился, пригляделся, а это жучок с травой играет. Пошел ёжик дальше. А тут сова – как ухнет. Ёжик глаза от страха зажмурил и колючки выставил. Когда всё стихло, открыл ёж один глаз, другой, видит - нет совы. Развернулся ёжик и осторожно стал дальше пробираться. Тут видит - мчится ему навстречу серый комочек с длинными ушами, а за ним волк гонится. Испугался ёжик, затрясся. Но потом подумал: «А зайцу-то ещё страшнее, чем мне». Бросился ёжик волку под ноги и свернулся клубочком. Покатился волк кубарем, упал в канаву и завыл: "У-у-у". Вот каким ёжик смелым оказался!

Сказка для детей, которые боятся привидений

Мальчик Миша очень боялся привидений. Он даже спал с включенным светом. Но все равно, каждую ночь, когда Миша ложился спать, они появлялись в его комнате. Миша звал маму, мама приходила, но привидение тут же исчезало. Миша плакал, рассказывал маме про привидение. Мама, конечно, не верила и уходила к себе.

Однажды Мише на Новый год Дед Мороз подарил фотоаппарат. Первым делом Миша решил сфотографировать привидение, чтобы показать фотографию маме. Он лёг спать, положил фотоаппарат под подушку и стал ждать. Вскоре появилось привидение, Миша достал фотоаппарат и быстро сделал несколько снимков.

Утром он стал показывать снимки маме. Но… ни на одной фотографии приведения не оказалось. «Так значит приведений нет?» - удивился Миша. «Конечно нет», - засмеялась мама. С тех пор к Мише никогда больше не приходили приведения, да и как они могли приходить – привидений же нет!

Сказка для хвастливых и скромных детей.

Одна девочка, гуляя по лесу, потеряла свое колечко. Села она на пригорок и заплакала. Собрались вокруг плачущей девочки разные лесные звери и птицы. Сова сказала : «Не плачь, у меня глаза такие зоркие, что я найду твое кольцо». Заяц сказал : «Не плачь, я такой быстрый, что обегу весь лес и найду твоё кольцо». Мышка сказала : «Не плачь, я очень юркая – в каждую дырочку загляну и отыщу твое кольцо». Но однако же никто из них даже не сошел с места, они только сидели и рассуждали. Зато муравьи ничего не сказали и ничего не обещали. Они разбежались по лесу, нашли кольцо и принесли его девочке.

Сказка для неуверенных в себе детей.

В далекой Индии жил-был слоненок. Он был большой и сильный, но почему-то думал, что он слабый и маленький. Мама всегда ему говорила: "Когда вырастешь - будешь царем зверей". Но слоненок не верил: "Нет, скорее тигр будет царем зверей, чем я". А тигренок поддакивал: "Да, когда я вырасту, я буду царем зверей, потому что я самый сильный и смелый". Но когда слоненок и тигр выросли, произошла одна случайность. Наш слоненок, который к тому времени стал могучим слоном, случайно наступил спящему тигру на хвост. Тигр жалобно завизжал и закричал: "Слон! Ты самый сильный, самый смелый и самый главный! Ты - царь зверей! Только уйди с моего хвоста!". Тогда слон, наконец понял, что он и вправду самый сильный и достоин быть царем зверей!

Особую роль в своей работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказкотерапии, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. С этой целью я провела беседу на тему «Сказка в жизни ребенка», а также раздали памятки на эту тему. Кроме того, провела тестирование родителей на тему «Какие сказки нужны моему ребенку.

Работа с родителями помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии :

• - провела индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;

• - выступила с презентацией на родительском собрании на тему «Сказкотерапия детских проблем»

- изготовила и раздала памятки для родителей.

Результативность опыта.

В результате проведенной работы мы наблюдали значительные положительные изменения у детей:

эмоции приобретают большую глубину и устойчивость,

преобладают положительные эмоции;

появляется постоянная дружба со сверстниками;

развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;

ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

снизился уровень тревожности, агрессивности, страха.

Родители: стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей;

т. о. повысилась психолого-педагогическая культура.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 14:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД