Наталья Величко
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творчества и фантазии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что рисование одно из самых больших удовольствий для детей. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным. Появляется страх перед рисованием.
Темочки:
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. Это направление в развитии детей мне очень близко, так как я сама люблю и умею рисовать, и моя жизнь тесно связана с художественным творчеством.
Мне удалось найти то, что нужно-это обучение детей рисованию в нетрадиционных техниках.
Актуальность данной темы заключается в том, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом и выполняют терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.
Цель моей работы заключается в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования.
Для достижения этой цели я определила следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, сочетая различный материал и технику изображения.
2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Изучив современную классификацию методов обучения, я определила для себя следующие методы:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами являются:
- игра, которая является ведущим видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- живая, эмоциональная речь воспитателя.
- художественное слово;
- музыкальное сопровождение.
Формы работы с детьми:
- подгрупповые занятия,
- индивидуальная деятельность,
- общая организационная деятельность,
- свободная.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
• от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Свою работу с детьми я строю, используя следующие принципы :
Системности – проводить занятия в системе в течении всего учебного процесса
Последовательности – знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации. Усложнения к изображению происходят на основе уточнений представлений об окружающем.
Доступность – материал излагается в игровой форме.
Индивидуального подхода – основан на внимательном изучении причин отставания каждого ребенка при овладении изобразительными умениями.
Если ребенок бросает работу или начинает портить ее, я стараюсь вовремя заметить его затруднения, помогаю ему, напоминая последовательность выполнения рисунка.
Повторности – умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются и в плане качества изображения, и в плане выразительности образов. Этот принцип осуществляю между предметными и сюжетными темами.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны и их достаточно много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение. И каждая из них – маленькая игра.
Использовать нетрадиционные техники начинаю с детьми младшего возраста. При этом использую метод сотворчества - т. е. совместную работу педагога и ребенка. Показываю приемы рисования, ребенок повторяет, приобретает навык, а затем умение, от простого к сложному.
С детьми старшего возраста стараюсь отходить от механического копирования и предложенных шаблонов, т. е. поощряю раскрепощённость ребенка. Приветствую в композициях свое сокровенное, индивидуальное, направляю детей на свободное творчество, самостоятельность. Дети старшего возраста уже имеют навыки в использовании нетрадиционных техник, создают более сложные композиции, сочетая различные методы и применяя в работе различные инструментарии.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :
• рисование пальчиками;
• тычки;
• рисование ладошками;
• тампонирование.
• Постепенно вводится: трафарет, рисование по сырой бумаге, техника рваной бумаги.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• Тычок жесткой полусухой кистью;
• тампонирование, трафарет;
• восковые мелки + акварель
• рисунки ладошкой;
• рисование тычками разной величины и формы;
• ниткография (цветные ниточки)
• рисование по мятой бумаге, сырой бумаге;
• техника рваной бумаги.
• Постепенно вводятся следующие техники : рисование воском (свечой, барельеф, коллаж, монотипия (зеркальный отпечаток,рисование углём и сангиной.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
рисование воском (свечой)
• коллаж;
• рисование мятой бумагой, сырой бумаге;
• кляксография;
• монотипия пейзажная, предметная;
• печать по трафарету;
• барельеф;
• ниткография;
• пластилинография;
• печатка (штампики);
• печать от руки;
• отпечатки листьев;
• Постепенно вводятся: набрызг, граттаж, тестопластика,
Для успешного развития изобразительной деятельности создала эстетическую развивающую среду, постепенно включаю в этот процесс ребят.
Приобретаем изобразительные материалы, собираем «бросовый» материал, обогащаем наглядными пособиями, такая работа позволяет решить задачи дифференцированного и индивидуального подхода.
Взаимодействие с родителями
Я уверена, что успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Я стараюсь каждый успех своего воспитанника в творчестве и в личностном плане довести до сведения родителей, чтобы поддерживали творческие проявления детей. Я привлекаю родителей к своей работе, организовываю выставки творческих работ «Дети и родители». Провожу беседы по данной теме, консультации, показываю работу детей на открытых занятиях для родителей.
Результат работы.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Мы размещаем работы воспитанников на нашей выставке и каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Положительным результатом в своей работе считаю участие и победы детей в конкурсах, выставках различного уровня. Особенно приятно, что покинув детский сад ребята продолжают своё творчество в учреждениях дополнительного образования и в школьных творческих кружках.