Березовская Cветлана
Использование интерактивных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
Чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно повышать педагогическое мастерство. В соответствии с ФГОС необходимо применять различные виды деятельности, использовать в своей работе современные педагогические технологии, в том числе интерактивные технологии.
Интерактивные технологии – это комплекс педагогических методик, имеющих своей целью построение образовательного процесса в условиях эффективного взаимодействия.
Интерактивные технологии могут выражаются в следующих формах:
Публикация «Использование интерактивных технологий в ДОУ» размещена в разделах
индивидуальной (ребенок с помощью педагога сам решает поставленную задачу, вариант – «ребенок – компьютер»,
парной (взаимодействие ребенок — ребенок,
групповой (работа в подгруппах,
коллективной (активная фронтальная работа,
планетарной (решение поставленных задач подгруппами и выбор оптимального варианта).
Интерактивные технологии имеют ряд преимуществ. У детей формируются индивидуальные личностные условия для их развития, развивается речевая активность. Дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, приобретают навыки игры в команде, а также формируется психология успеха. Это возможно при соблюдении условий комфортного сотрудничества воспитателя с дошкольниками. Поэтому, в ДОУ необходимо создать комфортную творческую среду, в которой ребёнок должен интеллектуально развиваться. Именно интерактивные технологии призваны сделать процесс познания более увлекательным и творческим. Внедрение интерактивных технологий в детском саду осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей, например:
Младшая возрастная группа: игра в парах, «детский круг»,
Средняя возрастная группа: игра в парах, «хоровод», карусель, цепочка;
Старшая возрастная группа: работа в парах, «детский круг», карусель, цепочка, интервью, занятие в малых группах (тройках, аквариум
Подготовительная (предшкольная) группа: занятие в парах, «детский круг», цепочка, карусель, интервью, занятие в малых группах, большой детский круг, дерево знаний.
Стимулировать разностороннее развитие дошкольника помогают различные интерактивные методы. Это понятие складывается из двух составляющих: «метод», как способ взаимодействия «педагог – ребенок» и «интеракция» – усиленная деятельность между участниками процесса. Интерактивные методы могут быть дискуссионными, игровыми, комплексными:
дискуссия
кластеры (поиск ассоциаций,
микрофон (поочередные высказывания,
дебаты (обсуждение высказываний,
проектный метод,
мозговой штурм
ролевая игра
интерактивная игра
деловая игра,
кейс метод (решение проблемной ситуации,
Приведу пример использования интерактивных методов. из своего опыта.
Младшая или II младшая группа: интерактивный метод
работы в парах.
Воспитатель предлагает детям найти себе пару или сам помогает разбиться попарно, взяться за ручки и посмотреть друг на друга. Это можно осуществить сидя на полу, на стульчиках, стоя. Как правило, в этом возрасте дети уже знают имена друг друга. Каждой паре предлагают взять вместе в ручки игрушку, кубик, или шарик. Педагог может сам вручить яркий предмет каждой паре. Он объявляет детям, что эти игрушки волшебные, у кого она в руках, тот улыбается. Передавая друг другу игрушку, надо назвать напарника по имени и улыбнуться. При этом воспитатель должен сам излучать ласку и улыбку, продемонстрировать действие. Дети склонны к подражаниям, они будут повторять. Педагогическая практика будет успешной, если большая часть детишек будет улыбаться. Далее воспитатель может усложнять правила: дети меняются парами, игрушками, говорят комплименты и т. д.
Средняя группа: интерактивная игра «цепочка».
Воспитатель заранее готовит игрушку – Лунтика и рассказывает предысторию: Лунтик прилетел с Луны, он знаком с Кузей, Шершулей, Вупсенем и Пупсенем…дети помогают перечислить героев сказки. Далее ставится задача: кроме перечисленных героев Лунтик никого не знает, он не знаком с животными из сказок, его надо познакомить. Воспитатель вручает фигурку Лунтика одному из детей и просит передавать дальше по цепочке и называть животных из разных сказок, например, волк из сказки «Волк и семеро козлят», медведь из сказки «Маша и медведь», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и так далее. Передавая Лунтика друг другу, дети знакомят его со сказочными персонажами. Если дошкольник теряется, то воспитатель и дети, находящиеся слева и справа по цепочке помогают вспомнить сказки. В завершение воспитатель может предложить детям пофантазировать о приключениях Лунтика в стране сказок или нарисовать сказочных животных.
Старшая, подготовительная группа; комплексное интерактивное занятие «Мой любимый детский сад».
Воспитатель ставит задачу: ребятам надо подготовить презентацию о том, что в садике им больше всего нравится. Детей рассаживают за столики малыми группами по 3-4 человека, на столиках – наборы для рисования. Воспитатель предлагает одной группе обсудить тему какие игрушки в группе самые интересные, второй группе – какое блюдо в садике самое вкусное, третьей группе – что можно интересного увидеть во время прогулки, четвертой группе – что больше всего нравится на музыкальном занятии и так далее. Дети в малых группах обсуждают свои варианты, рисуют на листах, выбирают представителя от группы. Воспитатель подходит к каждой группе, помогает с выбором и разрешает споры. Далее представители от каждой группы поочередно выходят к импровизированному микрофону и озвучивают, что именно им нравится в детском садике, демонстрируют лучший от группы рисунок или несколько рисунков. Педагог, подводя итог, в ходе фронтальной дискуссии на основе самых интересных моментов составляет рассказ о любимом детском саде, обобщает услышанную информацию, либо предлагает составить единую презентацию детям, желающим выступить у микрофона. Можно расставить рисунки как визуальные подсказки и предложить детям составить рассказ «Мой любимый детский сад».
Интерактивные технологии тесно взаимосвязаны с использованием технических средств обучения. Это могут быть сенсорные доски, компьютеры, ноутбуки, интерактивные панели. Они помогают сделать образовательный процесс более интересным и продуктивным. Главная задача педагога – сформировать комфортные психологические условия для творческого раскрытия детей, для преодоления порога стеснительности некоторых воспитанников. Выполнение данной задачи – залог успешного взаимодействия и продуктивного воспитательного и образовательного процесса.