лилия щепанская
Из опыта работы «Игры в работе с детьми в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения» : если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Публикация «Из опыта работы „Игры в работе с детьми в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей адаптации ребенка к условиям детского сада. Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие ребенка и возможности ее использования хорошо описаны как в зарубежной, так и отечественной литературе. Обобщив существующие подходы, можно выделить на их основе психологические механизмы воздействия игры :
1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.
2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чуму развивается самосознание ребенка, он становиться социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.
4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (переход во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
5. На основе сознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов регуляции поведения и деятельности ребенка.
Таким образом, раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника. Игры, используемые в работе, подбираются с учетом возрастных возможностей детей, с учетом использования и в повседневной жизни. Игры направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:
- осознание собственных чувств и переживаний;
- развитие интереса к сверстникам;
- развития умения действовать согласованно.
Эти игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.
Также используются игры, целью которых является развитие:
- слухового внимания, восприятия;
- речи, активного словаря;
А также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.
Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными модулями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
1. они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
2. не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
3. должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;
4. всем детям предлагаются одинаковые предметы;
5. инициатором игры выступает взрослый.
Подвижная игра
«Зайка на лужайке»
Задача: развитие совершенствования движений, отработка навыков развития речи.
Описание:
Дети, изображающие зайчиков, садятся на стулья, расставленные полукругом на некотором расстоянии друг от друга. Перед началом игры, все дети садятся на стулья на (головках) у них шапочки с заячьими ушками. Воспитатель вызывает одного ребенка и поет. В данной игре, я поставила перед собой задачу-развитие речи детей. Поэтому я предлагаю выполнять действия игры, сопровождая словами песни.
Выходи-ка, зайка,
На лужайку,
Попляши-ка зайка,
На лужайке! (ребенок выходит и останавливается около воспитательницы)
Зайка пляшет,
Зайка скачет,
Зайка прыгает,
Как мячик (пляшет, подпрыгивает на месте)
Сел наш зайка
На лужайке (садится на корточки)
Воспитатель предлагает «зайчику»- ребенку позвать на «лужайку» остальных «зайчиков». Затем воспитатель поет и вместе с «зайчиком» манит остальных детей.
Выходите зайки,
На лужайку и т. д. (все дети выходят, пляшут, потом садятся на корточки).
Раздается «рычание», появляется «мишка» - ребенок в шапочке с медвежьими ушками. «Зайки» убегают в «домик», т. е. прячутся за стульями. «Мишка» ищет «зайчика» : «Где же зайки, куда убежали?»
«Зайки» вскакивают на ноги, бегают вокруг «мишки», кричат; «Вот зайки, вот зайки!»
Ка только «мишка» приближается к стульям, «зайчики» садятся на корточки и замолкают.
«Мишка» отходит от стульев, и игра повторяется по желанию детей.
Детям очень нравится играть в эту игру, они с удовольствием «подговаривают» слова и выполняют действия согласно тексту. Играя в эту игру, ребенок не только совершенствует развитие движений, но и будет получать знания по развитию речи.
Фотоматериал к игре "Зайка на лужайке"