Получи документы

Опыт работы по теме «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»

Ирина Хряпкина
Опыт работы по теме «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с дошкольниками, я убедилась, что игра занимает значительное место в жизни малышей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно; выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Темочки:

Я отбираю игры как в процессе обучения в образовательной деятельности (по формированию математически представлений, развитию речи, ознакомлению с природным окружением, с предметным окружением, развитию сенсорной культуры, так и в свободное время (на прогулках, в самостоятельной игровой деятельности).

Выбираю место, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Заранее подготавливаю необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, картинки, разные предметы, природный материал и т. д.)

Прежде чем начать игру я вызываю у детей интерес к ней, желание играть с помощью загадки, считалочки, сюрприза, напоминая об игре, в которую дети охотно играли раньше. Я постоянно участвую в играх. Знакомлю малышей с содержанием игры, объясняю ход и правила игры, показываю игровые действия, направляю действия играющих (напоминанием, вопросом, советом). При подведении результатов игры подчеркиваю, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и терпение. Даю объективную доброжелательную оценку действиям игроков. Наблюдая за поведением детей в процессе игры, выявляю их индивидуальные особенности. Например, если я вижу, что у ребенка отсутствуют выдержка при выполнении правил игры, стараюсь дать ребенку роль, в которой он сам должен контролировать выполнение правил другими детьми.

Дидактические игры помогают вызвать у детей интерес к занятию. С детьми 3-4 лет, для привлечения внимания, я использую яркие эстетические игрушки, с которыми они могут активно действовать и обследовать их в дидактических играх «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купание Кати», «Собери пирамидку», «Найди предмет по описанию» и других. Интерес вызываю с помощью загадочности в дидактических играх «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка», активные действия и движения самого ребенка в дидактических играх «Хохлатка», «Сова», «Заинька», «Птицы и автомобиль» и других. В игры включаю песенки, потешки, стихотворения.

Стараюсь обратить внимание на каждого малыша, чтобы ребенок чувствовал, что это именно ему рассказываю об игре. Маленькие дети четко реагируют на мимику, и подражают мне, когда я выполняю роль ведущего.

Когда правила и действия игры детьми хорошо усвоены, они применяют их в самостоятельной игровой деятельности. Малыши с удовольствием играют в дидактические игры «Отгадай, кто позвал», «Узнай по описанию», «Коза рогатая», «Игры с пальчиками», в которых ближе узнают друг друга по голосу, одежде.

В младших группах я подбираю такие игры, где дети находят сходства одинаковых изображений, сравнивают и называют предметы («Парные картинки», Соревнуются, кто быстрее сложит изображение предмета из 2-4 частей (при наличии целой картинки) в дидактической игре «Сложи картинку». Учатся объединять предметы по месту их произрастания в лото «Овощи - Фрукты».

У детей среднего возраста увеличивается запас слов, устойчивость внимания, что позволяет мне использовать словесные игры в форме шутки. Например, в игре «Бывает - не бывает» при правильном ответе дети хлопают в ладоши, неправильном грозят пальцем. Для детей этого возраста широко использую игры «Найди такую же», «Магазин», «Что кому?», «Кто что делает» для закрепления знаний о свойствах предметов, их назначении.

Интересны детям игры, в которых движения сочетаются с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик» дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, с ленточкой такого же цвета. В игре «К дереву - беги!» ребята должны подбежать к загаданному дереву. Кто ошибся - отдает свой фант. Эти игры хорошо проводить со всей группой. В средней группе часто роль ведущего поручаю детям, хотя сама продолжаю наблюдать за игрой и включаюсь в ход. Правила игры объясняю до ее начала, а не по ходу игры, как это было в младшей группе.

В среднем возрасте я усложняю игры, объединяя играющих детей в звенья (чье звено найдет больше предметов за определенное время, начиная и кончая поиск по сигналу). Ввожу игры «Что бывает длинное (узкое, высокое, широкое?», «Когда это бывает», «Какое время года?» для решения умственных задач на основе представлений. В самостоятельную игровую деятельность ребята включают игры с интересными игровыми действиями. Полюбившиеся игры дети сами часто организовывают, «Гуси - гуси» (народная игра, «Мыши», «Карусель», «Где мы были не скажем, а что делали, покажем» (народная игра).

В возрасте от 5 до 6 лет дети стремятся узнать новое, проявляют большую самостоятельность, поэтому при проведении игры моя роль меняется. До игры я также знакомлю детей с ее правилами и действиями, уточняю их понимание играющими, участвую в игре, чтобы выяснить насколько ее правила усвоены, затем предлагаю детям поиграть самостоятельно, при этом слежу за ходом игры. Часто использую игры в форме соревнования, такие как «Собери картинку», «Что где растет?» и т. д.

В процессе игровой деятельности особое внимание обращаю на обязательное выполнение детьми правил игры, на дисциплинированность, дружелюбие. Перед тем как предложить детям какую - то игру, учитываю, имеются ли у них необходимые знания и представления.

Дети старшей группы играют самостоятельно в полюбившиеся им игры, такие как «Летает - не летает», «Испорченный телефон», «Радио», «Наоборот» и др.

Отбирая игры для детей шести - семилетнего возраста, я стараюсь учитывать их возрастные способности к умению выделять общие и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать, делать обобщения, связно и последовательно излагать свои мысли.

Использую дидактические игры как игровой метод для развития математических представлений в дидактических играх «Не ошибись!» (части суток, «Да - нет» (пространственные представления) и другие. Для развития речи - «Придумай предложение», «Кто больше назовет действий», «Скажи по-другому», «Подбери слово». По ознакомлению с окружающим применяю игры «Первоклассник», «Для чего нужен предмет?», «Кто потрудился?», «Умные машины». Содержание игр и правила зависят от программных задач того или иного вида занятий. В игровой форме организую трудовую деятельность: объединяю детей в звенья, ребята соревнуются между собой, и подводится итог работы («Кто больше соберет овощей», «Кто быстрее уберет кубики»).

Предметы, атрибуты, с которыми дети знакомятся в дидактических играх, способствуют созданию игрового замысла в творческих играх. Например, в дидактической игре «Для чего нужен предмет» каждый ребенок выбирает себе какой - то предмет (инструмент, орудие труда, игрушку и т. д., затем рассказывает, как им пользоваться и что можно делать с его помощью. Потом в сюжетно-ролевой игре дети применяют эти предметы, совершают с ними необходимые действия. Если эти предметы отсутствуют, я предлагаю детям заместители.

Роль ведущего, в подготовительной группе чаще поручаю кому - либо из участвующих, ребята сами подбирают себе партнеров, могут организовать обстановку для игры. Я слежу за играющими, советую, объективно оцениваю выполнение правил каждым ребенком.

Дети старшего возраста любят игры в небылицы. Перед тем как проводить игру «Кто больше заметит небылиц», объясняю ребятам, что небылица - это выдумка, то чего не бывает в жизни.

В подготовительной группе, при анализе игры, обращаю внимание на нравственное поведение детей: способность прийти на выручку, не хвастаться своими успехами, быть терпеливым, не перебивать своего товарища.

На прогулке провожу игры с природным материалом (семенами растений, листьями, камушками, ракушками) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Сделай узор из камушков», «Разложи листья по убывающей величине» и другие.

В старшей группе настолько - печатные игры организую в форме соревнований: кто быстрее соберет сюжетную картинку из 8-10 частей; кто первым закроет картинки на своей карточке («Зоологическое лото»). Собирают картинку из мелких частей в игре «Пазлы».

Уделяю большое внимание развивающим играм на логическое мышление: «Математическое домино», «Геометрическое домино», «Фигуры», «Закономерности». В игре домино «Вычитание», «Признаки» индивидуально работаю с детьми, не усвоившими программную задачу.

Провожу беседы с родителями о том, как организовать игры с детьми дома: во время прогулок, отдыха, хозяйственных дел. Объясняю, как вместе с ребенком изготовить материал для игр «Домино», «Лото», «Собери картинку». Ребенку будет интереснее, если он будет соревноваться с кем - нибудь из близких. В конце победителя обязательно необходимо похвалить. На опыте родители убеждаются, что совместные с детьми игры помогают лучше узнать своего ребенка, сблизиться с ним.

Провела консультацию «Как организовать досуг ребенка в семье», в которой рекомендовала родителям использовать интересные для ребят словесные игры, многие из них знакомы родителям с детства: «Фанты», «Испорченный телефон», «Летает - не летает», «Скажи наоборот».

Играя со словом, дети учатся общению со сверстниками, взрослыми, овладевают правилами поведения, развивают ум, речь, у них формируется чувство юмора. Дидактические игры оказывают большую помощь для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя во время пребывания его среди других детей.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 20:52
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хряпкина (УИ 174190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД