алла новичкова
Из опыта работы «Интеграция физического и сенсорного развития у дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
В настоящее время я работаю в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития. Психомоторное развитие данной группы детей имеет ряд особенностей. Большинство из них отстают по показателям физического развития, многие имеют различный статус инвалидности, у них замедлен темп формирования двигательных навыков и качеств, зачастую дети соматически ослаблены. Поэтому для таких детей вопрос физического развития стоит очень остро и его успешность в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Из опыта работы „Интеграция физического и сенсорного развития у дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Учитывая актуальность проблемы, задачи физического и сенсорного развития решаю во взаимосвязи, в комплексе.
Успешное физическое и сенсорное развитие дошкольников возможно при соблюдении определенных дидактических условий и специальных подходов к обучению.
Так, при организации обучения детей основным движениям, объяснении правил подвижных игр большое значение имеет инструкция, которую педагог дает ребенку. Разговаривая с ребенком, придерживаюсь следующих правил, позволяющих развить у ребенка понимание и осознание деятельности:
• Длинную словесную инструкцию дроблю на короткие смысловые блоки.
• Сопровождаю речь показом действий.
• Прошу ребенка повторить инструкцию вслед за мной.
• Заранее предупреждаю ребенка о регламенте: четко обозначаю, что мы делаем сейчас, а что будем делать потом.
Обучение дошкольников осуществляю не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в разных видах совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности детей, что даёт возможность многократного повторения изучаемого материала и обеспечивает более прочное его усвоение.
Существенное значение имеют подвижные игры. Они помогают обобщить и закрепить полученный детьми на занятиях с учителем- дефектологом сенсорный опыт. Организация таких игр требует адаптации для детей с ЗПР.
Приведу несколько примеров.
«Раз, два, три – как скажу – замри!». По просьбе педагога дети после свободного движения в пространстве останавливаются так, как им скажет ведущий: «Правая рука вверху, левая рука на поясе», «Левая рука на голове, правая рука за спиной!» и т. д. В этой игре важно после демонстрации взрослым образцов речевых инструкций передать роль ведущего ребенку. Для облегчения задачи лучше дать ребенку карточки с изображениями человечков в различных позах. Обязательным условием является то, что ребенок сам описывает словами позу, в которой игроки должны замереть. При необходимости используется маркировка руки.
«Горячо-холодно». Водящий выходит из помещения, а кто-нибудь из детей прячет в это время игрушку. Водящий возвращается, и дети по очереди командуют, в какую сторону и сколько шагов ему надо сделать, чтобы найти игрушку.
Таким образом организуются и другие подобные подвижные игры. Обязательным условием является то, что сначала роль ведущего выполняет взрослый, а затем- ребенок.
Все игры, как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме. Дети активно помогают друг другу, меняются ролями, общаются. В такой атмосфере легко и естественно решаются задачи физического и сенсорного развития.
Использование в образовательной деятельности спортивного оборудования - кубиков, цилиндров, пирамидок, гимнастических палок, обручей разного цвета и величины, - позволяет совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков, умение детей различать цвета, определять форму предметов, сравнивать их по величине (длине, высоте, ширине).
Для формирования навыков метания в горизонтальную и вертикальную цель использую мешочки, наполненные разными сыпучими веществами: крупами, мелкими камушками, орехами, горохом, фасолью и т. д. Дети ощупывают мешочки пальцами, что способствует развитию тактильных ощущений.
Использование массажных мячей дает очень хороший эффект. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами, одновременно развивают умения в метании, ловле, бросании мяча.
Чтобы закрепить у детей знания цветов, я использую различное оборудование: разноцветные шарики и мячи, разноцветные ленты, разноцветные дорожки для ходьбы по ограниченной поверхности, к тому же, эти дорожки ещё и разной величины.
Понимание детьми пространственных отношений очень хорошо отрабатывается во время выполнения физических упражнений – повороты в разные стороны, прыжки выше-ниже, дальше- ближе построение в шеренгу по порядку роста.
Выстроенная таким образом образовательная работа, позволяет всем детям полноценно участвовать в образовательном процессе и усваивать новые знания, умения и навыки в индивидуальном темпе. В этом случае развитие детей становится не просто формальным накапливанием знаний, а применением их в конкретных жизненных ситуациях, а созданная образовательная среда обеспечивает детям реальную возможность проявлять инициативу, становиться самостоятельными и активными участниками совместной деятельности.