Иванова Светлана Ивановна
Из инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в музыкальных профессиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1
Презентация инновационного опыта
«Ранняя профориентация в музыкальных профессиях, детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологий»
Слайд № 2
Мы в профессии играем, по душе их выбираем.
Темочки:
- Младшая группа
- Музыкальное развитие
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
И мечтаем поскорее мамы с папой стать взрослее.
Чтоб не просто так мечтать, а кем быть решить и стать.
Слайд № 3
Ведущая педагогическая идея моего опыта : создание системы работы по ранней профориентации детей с использованием инновационных технологий.
Слайд № 4
Описание основной проблемы
В современном российском обществе возникает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. В тоже время наблюдается тенденция к снижению престижа профессий в сферах музыкального образования, так необходимых в нашем районе. Существует востребованность на рынке труда музыкальных руководителей и педагогов в ДОУ, ОУ, ДШИ, К. С. и т. д. В организациях большая часть педагогов стажистов и пенсионеров. Скоро возникнет потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.
Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, я полагаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.
• Актуальность:
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления детей о музыкальных профессиях несколько ограничены: дети на протяжении пребывания в детском саду знакомы с внешней стороной профессии музыкального руководителя. Между тем в современном мире существует много профессий, связанных с музыкой. Учитывая интерес детей к занятиям музыкой, их индивидуальные способности, встала необходимость ориентировать родителей на дальнейшее обучение их детей в школе искусств. Ориентация в огромном океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
• Цель: Увлечь детей музыкой и вызвать желание учиться создавать ее и исполнять.
• Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Области интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие:
Формирование творчества и позитивных установок к различным профессиям, связанными с музыкой.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и уважительного отношения к ним.
Познавательное развитие:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации (желание продолжить обучение в школе искусств).
Развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие:
Владение речью как средством общения и культуры. Пополнение лексики воспитанников.
Художественно-эстетическое развитие:
Формирование элементарных представлений о музыкальных профессиях, их значимости в жизни общества. Развитие музыкальных способностей. Воспитание любви к музыке и музыкальной культуры детей.
Физическое развитие: Развитие пластичности, моторики танцевальных движений. Формирование бережного отношения к своему голосовому аппарату. Воспитание правильной осанки.
Ожидаемые результаты:
• дети смогут самостоятельно в свободной деятельности организовывать дидактическую игру «Музыкальные профессии»;
• поймут важность и необходимость профессий, связанных с музыкой;
• проявят интерес к музыкальным профессиям и продолжат обучение в школе искусств;
Основной этап:
1. Посещение концерта, подготовленного учащимися и преподавателями музыкальной школы;
2. Проведение занятия с использованием инновационных технологий;
- Технологии интервьюирования.
Эффективность и целесообразность использования инновационной технологии интервьюирования в ранней профориентации дошкольников :
-технология интервьюирования развивает пытливость, любознательность, пробуждает новое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ.
- это новая технология, открывающая новые возможности;
- она является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- технология гармонично вписывается в работу по развитию связной речи, использование инновационной технологии интервьюирования не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- носит характер комплексного воздействия, не только формирует представления о профессиях, но и развивает речь, способствует развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей.
Инновационная технология интервьюирования оптимизирует процесс ранней профориентации дошкольников.
Этот метод я использовала в начале занятии и конце. Задавая вопросы: кем бы вы хотели стать, когда вырастите? Какие музыкальные профессии вы знаете? Что нового вы узнали о музыкальных профессиях?.
В начале занятия дети называли выбранные профессии : Повар, полицейский, пожарник и т. д. К концу многие захотели стать музыкантами.
- Здоровьесберегающие технологии; (дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, и др.) На занятии по профориентации я использовала вход в зал маршем под муз. П. И. Чайковского. Приветствие. Попевка «Здравствуйте!» Динамические паузы – во время занятия, 2 – 5 минут по мере утомляемости детей ; в конце занятия попевку - «До свидание!»
- Игровые технологии. (музыкальные и музыкально дидактические игры.)
Наибольший интерес представляет игровая технология. Игра- важнейшая составляющая деятельности школьника. «Игра ребенка – это его жизнь. Он в ней свободная, самостоятельная личность, развивающая свои силы. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений. У него их довольно только для игры» (Русский педагог Н. В. Шелгунов). Дети лучше усвоят новый материал, если предложить его в игровой форме. Сохранится интерес к обучению, концентрация внимания, исчезнет болезненная реакция на неправильные ответы, активизируется познавательная деятельность, формируется ассоциативное запоминание, развивается творческий потенциал ребенка, формируется коммуникативные компетенции, развивается самоорганизация и самоконтроль на занятии.
На занятии я использовала игры: 1. Игра «Доскажи слово»
Например: на рояле играет-….пианист. и т. д.
2. «Отгадай музыкальные загадки»
3. игра «Да-Нет» Музыкальные специальности. Где может работать музыкант? Что должен уметь музыкант?
Технология «Синтез искусств». Направлена через привлечение других видов искусств (театр - пантомима, хореография и т. д).
Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. На занятии я использовала: Музыкальную игру пантомиму. –дети показывали жестами как играют на инструментах.
Песня переделка «Весёлый музыкант» А. Филиппенко
«Мы на скрипочке играем ти ли ли, ти ли ли. Скрипачей изображаем ти ли ли, да ти ли ли.
А сейчас на балалайках трень да брень, трень да брень,
Балалаечников изображаем трень да брень, трень да брень. И т. д.
Танцевальная импровизация –«Хип-хоп» музыкальная пауза.
Технология АМО (активных методов обучения) (проба игры на инструменте)
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». древняя мудрость.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Я, этот метод применила на практическом знакомстве с музыкальными инструментами. Дети могли взять инструмент и «поиграть на нём» простые песенки
«Бум-бум, что за шум…» ; «Андрей –воробей»; «Тили бом…».
Информационно-коммуникационные технологии. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в ДОУ способствует:
1. Активизации познавательной деятельности,
2. Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях.
3. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у воспитанников; повышению уровня комфортности обучения.
4. Снижению дидактических затруднений.
5. Повышению активности и инициативности; развитию информационного мышления, формирование информационно- коммуникационной компетенции.
На занятии использовала презентацию с изображениями: Историю профессии музыкантов; специальностей музыкантов, современные музыкальные профессии и т. д.
В чем заключается инновационность опыта?
Использование инновационных технологий позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по профориентационной работе с детьми дошкольного возраста. Реализация предложенной системы работы охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации.
Слайд
Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влияет на выбор востребованных профессий в районе и регионе. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.
Способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса; созданию методического материала по данной проблеме; созданию предметно-развивающей среды; использование инновационных методов позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
Анализируя различные формы ранней профориентации детей, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс формирования представлений о труде взрослых и развитие коммуникативных навыков, и пришла к выводу, что в этом поможет использование инновационных технологий.
Слайд №
Научность и теоретическая база
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, А. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт. В вопросе ознакомления детей с различными профессиями взрослых можно выделить разные методы и подходы. Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова советуют знакомить детей с теми видами труда, которые распространены в данной местности. Методической основой по формированию у детей пред-ставлений о труде взрослых и профессиях является образовательная программа ДОУ.