Лидия Каландадзе
Итоговый отчет по самообразованию «Развитие вокально — хоровых навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Должность: Музыкальный руководитель МАДОУ «ЦРР-детский сад «Чебурашка».
ФИО: Каландадзе Лидия Михайловна
Индивидуальная тема: «Развитие вокально – хоровых навыков у детей дошкольного возраста».
Срок и период работы над темой:
- первый-2019 – 2020 учебный год,
- второй-2020 – 2021 учебный год,
- третий -2021 - 2022 учебный год.
Публикация «Итоговый отчет по самообразованию „Развитие вокально — хоровых навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель самообразования по теме Углубить и систематизировать свои знания о развитии вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста.
Используя, полученные знания, способствовать становлению и развитию исполнительского мастерства.
Задачи самообразования
1. Изучить методическую литературу по теме самообразования.
2. Создать целесообразные условия для формирования и развития вокально-хоровых навыков дошкольников.
3. Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей дошкольников.
4. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку; ладовое чувство; музыкально - слуховые представления; чувство ритма.
5. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры: эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки.
6. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Используемые формы организации самообразования:
1). Прошла обучение в рамках онлайн-вебинара «Детские песенки и игры для дошколят. Детский игровой фольклор». (03.07.2020 г.)
2). Пройдены курсы повышения квалификации (108 ч.) «Преподавание вокала: развитие певческого голоса с использованием современных методик обучения вокальному искусству» (май - июнь 2021 года).
Изучена литература:
1 «Вокально – хоровая работа в детском саду». М. Ю. Картушина
«Скрип-торий 2003» 2017 год.
2 "Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей" Е. В. Горбина Ярославль: Академия развития 2007 год
3 "Развивающие голосовые игры. Методическая разработка". В. В. Емельянов, И. А. Трифонова - -
4 "Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры" Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева «Детство – пресс» 2007г.
5 "Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет". Орлова Т. М., Бекина С. И. Просвещение 1987г.
6 "Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет" Орлова Т. М., Бекина С. И. Просвещение 1987г.
7 "Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет" Орлова Т. М., Бекина С. И. Просвещение 1987г.
8 "Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса". Мерзлякова С. И. ТЦ «Сфера» 2019 г.
9 "Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса". Мерзлякова С. И. ТЦ «Сфера» 2019 г.
10 "Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса". Мерзлякова С. И. ТЦ «Сфера» 2019 г.
11 "Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса". Мерзлякова С. И. ТЦ «Сфера» 2019 г.
Наработанный материал:
1). Подобран методический материал «Игры и упражнения для развития вокально – хоровых навыков. Данный комплект включает в себя игры и упражнения на формирование: певчески – правильного дыхания, протяжного напевного звучания голоса, дикции и артикуляции, развитие чувства ритма, звуковысотного мелодического динамического слуха.
2). Разработаны музыкально – дидактические игры и пособия по развитию вокально – хоровых навыков, в том числе с применением информационно – коммуникативных технологий (презентации на развитие дыхания, распевание).
3). Разработано методическое пособие – лепбук «Весело играю – голос развиваю».
4). Пополнена медиатека (в том числе компьютерные презентации для распевания в игровой форме) библиотека методической литературы.
5). Пополнена песенная копилка (аудиосборники, нотные сборники).
6). Составлен анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы (приложение).
Форма предоставления материалов: мастер – классы, консультации, конкурсы вокального искусства, открытое занятие, деятельность вокального кружка «Веселые нотки» в рамках работы Центра эстетического развития.
1). Подготовлены консультации для воспитателей детского сада об охране детского голоса.
2). Подготовлены консультации для родителей по музыкальному развитию детей: «Зачем вашему ребенку нужна музыка?», «Как приобщить детей к пению».
3). Проведены мастер – классы (консультации) для педагогических работников по теме:
-«Охрана детского голоса» (дата проведения: 12 января 2021 года);
- «Разучивание песни с детьми дошкольного возраста» в рамках конкурсного мероприятия «Педагогический дебют» (методическая неделя с17.01.2022г. по 21.01.2022г.).
4). 24.03.2022 г. Открытое доминантное занятие по музыкальной деятельности
«Весело играем, голос развиваем». Цель: развитие певческих навыков детей подготовительной группы.
5). Участие в конкурсных мероприятиях с воспитанниками:
- Май 2021 г. Районный вокальный дистанционный конкурс
«Песни Победы!». Результат - 1 место.
- 15.05.2021 г. Окружной конкурс «Моя Югра». Результат- Победитель (1 место) в номинации «Славим День Победы».
- Октябрь 2021 г. II районный дистанционный конкурс «Туризм – мир открытий». Участник: Вокальная группа «Веселые нотки» (6 детей). Результат - 1 место в номинации: «Песни у костра».
- 18 февраля 2022 года Территориальный конкурс вокального искусства «Кондинские роднички». Участник: Вокальная группа «Веселые нотки» (5 чел).
Сольный исполнитель: Суднев Глеб. Результат - сертификаты участников.
- Март 2022г. Окружной конкурс «Северное сияние». Участник: Хор подготовительных групп «Любознайки и Всезнайки» (15 чел) Результат - Диплом победителя 1 место в номинации «Любимой мамочке».
- 15 марта 2022 года VIII Международный конкурс детского творчества
«С любовью к мамам – 2022» Участник: Суднев Глеб. Результат: участие.
- Апрель 2022 г. Международный многожанровый конкурс
«Я –артист! 2022» Участник: Суднев Глеб. Результат: Диплом лауреата 1 степени.
- 13 мая 2022 г. Районный вокальный фестиваль – конкурс «Песни Победы!». Участник: вокальный ансамбль «Веселые нотки» (16 чел). Результат - 1 место
6).Итоговое выступление вокального кружка «Веселые нотки» в рамках проведения мероприятия «Фейерверк талантов» для родительской общественности (25 мая 2022 года).
Итоги: В рамках работы над темой мною была изучена информация об основах певческой и общемузыкальной культуры дошкольников, усвоена методика обучения пению детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей, разработаны вокально – хоровые упражнения, дидактические пособия по вокально – хоровой работе, внедрена система развития вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста, презентован опыт для педагогов в рамках методических мероприятий в ДОУ (мастер – классы). В результате деятельность в рамках темы способствовала развитию музыкальных способности детей (ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку, формированию основ певческой и общемузыкальной культуры, всесторонне духовного и физического развития детей.
Приложение
Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. До сих пор изучение взаимодействия звуковой интонации человеческого голоса с музыкальным слухом (мелодическим, гармоническим, звуковысотным) является предметом исследования многих ученых и музыкантов, но до конца природа этой связи пока не изучена.
Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. Использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха). В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.
Представляет интерес технология В. Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса и «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова. Исходные позиции методики Д. Е. Огороднова предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.
Огромную помощь в работе музыкальных руководителей оказывают современные методические пособия М. Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду», здоровьесберегающая система О. Н. Арсеневской.
Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полётность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание-это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь, головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает чёткость дикции в пении и чистоту интонирования.
Что касается грудного звучания, благодаря которому голос приобретает большое количество обертонов и становится более сильным, то анатомо-физиологические особенности детей, делают невозможным его формирование в полной мере даже у старших дошкольников. Из этого следует прямой педагогический вывод: дети не могут и не должны петь громко. Для формирования навыка правильного звукообразования применяются такие методы и приёмы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приёмов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. С младшего возраста важно учить детей протяжно петь гласные, концы музыкальных фраз, разучивать песни в замедленном темпе, петь мелодию без слов, на согласные м или л в сочетании с гласными у, о. Подвижному лёгкому звукообразованию способствуют упражнения на слоги ку-ку, мо-мо, динь-динь, тук-тук и т. д. В старших группах полезны приёмы сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и лёгкое звучание колокольчика и т. п.). Дети, как известно, очень склонны к подражанию вообще и к подражанию голосу, характеру его звучания в особенности, поэтому педагог должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ песни детям был по возможности профессиональным.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Таблица диапазонов
Возраст детей Диапазоны
2 - 3 года ми - ля
3 - 4 года ре - ля
4 - 5 лет ре - си
5 - 6 лет ре - си (до)
6 - 7 лет (до) - ре - до)
Качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров:
1) в фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-либо другом;
2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании;
3) причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков;
4) неумение правильно интонировать мелодию даже простой песенки происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных - дикция. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при излечении звуков: внятное произношение согласных (р,з,с,т,н), нижняя челюсть подвижная (это заметно на гласных звуках - широко раскрывается рот). В обучении детей правильному звукопроизношению, опираются на основные правила речевой дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесу, в декабре, ручьем).
Безударные гласные тоже не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени (протяженность звука). Поэтому беглая в речи «о» звучит в пении как «а» («карова», «актября», звук «я» микшируется и произносится как «е» (в октябре - в октебре). На безударных гласных дети часто делают ошибки: неправильно произносят «е», заменяя ее на «и» (питушок, дикабре, рибят, а букву «я» заменяют на «и» (в октибре, маслина головушка).
Согласные же выговариваются быстро и четко. Поэтому необходимо следить, чтобы как можно меньше было препятствий звучанию гласных (нельзя петь: сссеренькая). И стараться добиваться, чтобы согласные, стоящие на конце слова, пропевались в начале следующего («Бе-жи-тру-чье-мво-да).
Методы и приемы при обучении пению
Пение в сопровождении металлофона, короткое, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения;
Пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально («сценическая площадка»). При таком пении дети лучше слышат;
«Дробления»: повторы отдельных слов, мотивов, пение с остановками в середине фразы, слова по руке либо по специальному заданию («телефонная связь»);
«Тактирования», в котором в непринужденной форме работаем над ритмическими особенностями песни. Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы («часики-ходики»);
Дирижерские жесты: сильный взмах - громкое звучание, слабый - тихое; показывать рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначать задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни. При разучивании песни дирижируем сами одной рукой, другой играем. Когда поем песню с музыкальным сопровождением, дирижирует воспитатель. При помощи таких приемов добиваемся слаженного пения, общего темпа, динамических оттенков.
Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Холод, жара, пыль вредно действуют на голосовой аппарат, поэтому занятия с детьми следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Следует помнить, что шум, громкие разговоры, форсированное (крикливое) пение расшатывают голос. Отрицательно действует на голос переутомление, поэтому необходимо соблюдать такой режим работы, при котором после занятия дети имеют отдых для снятия напряжения. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос еще «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т. к. можно навредить здоровью ребенка.