Алия Хамитова
Итоговое занятие в старшей речевой группе «Лесная прогулка к бабушке на день рождения»
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи.
Коррекционно-образовательные:
1. закрепить знания о свистящих и шипящих звуках, упражнять в их произношении;
2. повторить виды насекомых и пресмыкающихся, их природные звуки;
3. закрепить умения проводить звуковой анализ слова, определяя местонахождение звуков в слове, в делении слов на слоги;
4. закрепить знания о диких и домашних животных и местах их обитания;
5. упражнять в словообразовании с помощью задания «Назови ласково»;
Публикация «Итоговое занятие в старшей речевой группе „Лесная прогулка к бабушке на день рождения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
6. применять здоровьесберегающие технологии при организационной гимнастике, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, динамической паузы.
Коррекционно-развивающие:
1. продолжать развивать мелкую моторику и логическое мышление при изготовлении подарка для бабушки;
2. развивать связную речь детей, продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей;
3. развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать стремление к знаниям, самоконтроль и саморегуляцию.
2. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу инициативность.
Предварительная работа: изучение звуков, чтение сказок, изучение животных и мест их обитания, упражнения в словообразовании.
Оборудование: костюм жука, осы, Красной шапочки, зайчика, медвежонка, бабушки, Наклейкина, презентация ИКТ (компьютер, телевизор, листочки на каждого ребенка с заданием «Дорожки», простой карандаш, фишки красного и синего цвета, наклейки, медали для победителей по итогам года, бусинки и верёвочки для каждого ребенка, коробочка для фокуса, палочка логопедическая, мороженое для каждого ребенка
Ход
Логопед: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнёмся гостям и друг другу и встретим сегодняшний день с улыбкой и хорошим настроением
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости: дети и взрослые! Сегодня вы увидите и услышите, как наши ребятки научились красиво, выразительно и четко произносить слова и звуки.
Логопед: А для чего нужно произносить выразительно слова, ребята?
Дети: Чтобы общаться друг с другом, понимать друг друга.
Логопед: А какие правила речи вы знаете и стараетесь соблюдать?
Рома: Говорим всегда красиво
Артем С. : Громко, но неторопливо
Данил Ю. : Ясно, четко говорим,
Владик: Потому, что не спешим.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло на лужайке?
Логопед: Присаживаемся на стульчики и посмотрим, какая история приключилась на лесной лужайке.
( 3 детей переодеть: Таня, Арина, Артем В.)
Инсценировка «Встретил жук в одном лесу»
Логопед: Ребята, а в лесу еще кто – то есть, я песенку слышу.
(Злату переодеть)
Выходит Красная шапочка и поёт песню.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто это?
Дети: Это Красная шапочка.
Воспитатель: А из какой сказки она к нам пришла? И кто её автор?
Дети. Сказка называется «Красная шапочка». Написал ее Шарль Перро.
Логопед: Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? (ответы детей). Чему нас учат сказки?
Дети. Быть добрыми, дружными, не жадничать, не обманывать, защищать слабых.
Логопед: Как вы думаете, сказка – это выдумка, или правда? (выдумка). А что происходит в сказках? (чудеса, волшебство).
Воспитатель: Как мне хочется попасть в сказку. А вы хотите? (да). Предупреждаю сразу, дорога очень трудная, да вы и сами в этом сейчас убедитесь. Красная шапочка, оставайся с нами, мы все вместе продолжим увлекательное путешествие.
Графомоторика
Логопед: Дорога туда очень длинная и трудная. Нужно выполнить первое задание «Дорожки». Продолжите дорожку от дерева, где стоит Красная шапочка, до домика, где живет бабушка. Спинку держим ровно, карандаш в правой руке, держим около рубашки, тремя пальчиками. Рисуем, не отрывая руки по образцу. Рисуем слева направо.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Дорога оказалась с препятствиями, но мы же с вами не боимся трудностей и продолжим наш путь.
(Дети встают со стульчиков)
Гимнастика для глаз со звуками
Воспитатель: На полянке растут цветы, летают комары, пчёлы, ползёт уж или змея. Мы оказались с вами на сказочной полянке. Следите глазами. Каких насекомых вы видите на ней? ( дети: комара и пчелу). Давайте вспомним, какую песенку поёт комар? Дети следят за движением комара и длительно произносят звук [з].
Воспитатель: При произношении звука [з], где находится язычок? (за нижними зубками). Правильно, губы в улыбке, язычок находится за нижними зубками, добавляем голос.
Воспитатель: А какую песенку поёт пчела? (звук [ж], дети следят за движением пчелы и жужжат).
Воспитатель: При произношении звука [ж] где находится язычок? (за верхними зубками). Правильно, губы округлены, язычок находится за верхними зубками, добавляем голос.
Воспитатель: А кто ещё там ползает? (змея). Как змея шипит? – произносят звук [ш].
Воспитатель: При произношении звука [ш] где находится язычок? (за верхними зубками). Правильно, губы округлены, язычок находится за верхними зубками, голос не добавляем.
В это время на дереве появляется белочка, за пеньком зайчик и оставляют шишечку.
Игры «Чей домик?», «Назови ласково»
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Чей домик?». Кому в руки передам волшебную шишечку, тот и будет отвечать.
1. Белка прячется в? (дупле). Сколько слогов в слове дупло? (2 слога)
2. Волк живет в? (логове). Сколько слогов в слове логово? (3 слога)
3. Птица вьет. (гнездо). Сколько слогов в слове гнездо? (2 слога)
4. Медведь спит в? (берлоге). Сколько слогов в слове берлога? (3 слога)
5. Мышка юркнула в? (норку). Сколько слогов в слове норка? (2 слога)
6. Бобр строит? (хатку). Сколько слогов в слове хатка? (2 слога)
7. У рыбы дом в? (река, море). Сколько слогов в слове река? (2 слога)
8. Собака спит в? (конуре). Сколько слогов в слове конура? (3 слога)
«Назови ласково»
Воспитатель: Ребята, как вы знаете, есть короткие и длинные слова. Чтобы короткое слово стало длинным, что нужно сделать? (нужно назвать его ласково)
1. Серая кошка (серенькая кошечка)
2. Зубастый волк (зубастенький волк)
3. Рыжая лиса (рыженькая лисичка)
4. Пушистая белка (пушистенькая белка)
5. Ушастый заяц – (ушастенький зайчонок)
6. Косолапый медвежонок (косолапенький медвежоночек)
7. Шустрый мышонок (шустренький мышоночек)
8. Черный щенок (черненький щеночек)
9. Колючий еж (ежик колюченький)
(Переодеть Данила К.)
Выскакивает зайчик
Воспитатель: Зайчик, зайчик погоди, нам дорогу подскажи.
Монолог зайчика
Зайчишка трусишка жил в чаще лесной,
Зайчишка трусишка дрожал под сосной.
Под липой, под елкой от страха дрожал,
От серого волока едва убежал.
А нынче зайчишка, уже не трусишка,
Артистом работает в цирке зайчишка.
Вот марш раздается; дивятся кругом;
Зайчишка несется на волке верхом!
Ничуть не боится, а все же и сам,
Порядком дивится таким чудесам.
Логопед: Не знает зайчишка дорогу к домику бабушки, он ведь в цирке работает. Кто – же нам поможет.
(Переодеть Кирилла)
Монолог Медведя (Физминутка)
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге (повороты влево, вправо)
Потянулся он со сна, наконец пришла весна. (потягиваемся, руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил (руки к плечам)
Головой медведь крутил (вращения головой)
Вот он по лесу идет, ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки - для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся (галдим животик) и на бревнышко уселся.
Логопед: И нам пора сесть отдохнуть. Садимся за столы ребята.
Звуковой анализ слова дом
Логопед: Ребята, посмотрите, куда отправилась Красная шапочка в гости? (к бабушке). Правильно. А вот и бабушкин дом. Сделаем звуковой анализ слова «ДОМ»
(слайд с изображением дома и схемы анализа)
- Владик, с какого звука начинается слово дом? Я буду голосом выделять этот звук «ддд– ом» (со звука [д])
- Злата, можем ли мы спеть звук [д]? (нет, есть преграда)
- Миша, если есть преграда и мы не можем спеть, то какой это звук? (согласный) и обозначаем его синим кругом.
- Рома, назови второй звук в слове «дом»? (звук [о])
- Таня, звук [о] мы можем пропеть? (да, дети поют)
- Кирилл, значит какой это звук? (гласный и обозначаем красным кругом)
- Выделим голосом третий звук – домммм, третий звук [м], он согласный, обозначим его синим кругом.
- В слове «ДОМ» 3 звука: 2 согласных и 1 гласный.
- А теперь каждый на своем листочке составит схему анализа слова «ДОМ».
(дети выполняют задание)
Логопед: Все справились с заданием, двигаемся дальше. Сейчас посмотрите все на экран.
Ребята, а мне кажется, что кто – то еще прячется за деревом.
Появляется Наклейкин
Наклейкин: Здравствуйте мои друзья, надеюсь, вы, узнали все меня?
Знаю, знаю, целый год трудились,
И почти все не ленились,
Все наклейки собирали,
Вы их точно посчитали.
Кто – же победил у вас,
Подведем итог сейчас.
Награждение (звучит фонограмма)
Наклейкин: Красная шапочка, а ты в гости к бабушки идешь и ребят с собой ведешь?
Красная шапочка: Да у бабушки сегодня день рождения.
Ведущие все вместе: КАК? А мы без подарка. Сейчас мы это исправим.
Изготовление бус.
Наклейкин: Вот подарки наши и готовы. Теперь можем идти на день рождения. Появление бабушки
Наклейкин: Вот и бабушка нас встречает. Она рада видеть нас. Нужно сказать бабушке, какие – то приятные слова.
Дети: Здравствуй, бабушка! Поздравляем с днём рождения!
Бабушка : Здравствуйте мои ребятки! Здравствуй внученька моя.
Рада всех вас видеть я. Знаю, что наклейки собирали
А еще «палочка волшебная» была
Звук поставить помогла
Вот пришла пора
Колдовать мне, детвора!
Фокус с коробкой. Угощение (мороженое).