Неля Самылкина
Итоговое занятие в старшей группе «Прогулка по лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка по лесу
Цель. Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи. Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Знакомить детей с героями мордовского эпоса. Активизировать речевую и познавательную деятельность. Закреплять умение согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа, пользоваться в речи. Упражнять в подборе относительных прилагательных к существительному, глаголов к существительному. Совершенствовать синтаксические навыки (правильно строить предложения). Воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю необходимости бережного отношения к ним.
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе „Прогулка по лесу“» размещена в разделах
Дидактический материал и оборудование: плакат с изображением Вирьавы, картина «Лес», картинки с изображением деревьев (береза, дуб, осина, рябина, сосона, и их листочки, картина с изображением девушки в мордовском наряде у березы, макет дерева с листочками к нему на фланелеграфе; для экспериментальной деятельности: поддоны с землей, стаканы для посадки, семена деревьев (желуди, семена клена, березы, совочки, лейки на каждого ребенка. Видеофайлы с изображением леса, березово рощи, вырубки леса звуки природы, пение птиц.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический; беседы, вопросы к детям, проговаривание, использование художественного слова, дидактическая игра, рассматривание картин, иллюстраций, образцов; проговаривание скороговорок
Предварительная работа. Беседа о лесе, чтение мордовской народной сказки «Вирьава», беседа на темы «Мордовские божества», знакомство с творчеством мордовского художника Ф. В. Сычкова; беседа на тему «Берегите природу!», рассматривание иллюстраций в книге «Азбука леса».
Методика проведения ООД.
Дети входят в группу, их встречает Вирьава.
Здравствуйте гости дорогие,
И маленькие и большие
Русские, татары, чуваши, мордва
Вас к себе в гости давно я ждала.
- Скажите, ребята, в какой республике мы живем? (В Мордовии)
Она представляется и объясняет, почему ее так зовут.
А вы знаете, кто такая Вирьава.
Вирьава образовано от двух мордовских слов «вирь»- лес, «ава» - мать, хозяйка.
Вирьава — это сказочное существо, которое охраняет и бережет лес. Издавна, мордовский народ верил, что в лесу живет хозяйка. По преданию, Вирьава сторожила лес от разных бед: пожаров, вырубки деревьев, охотников. По нраву своему суровая, но справедливая. Если добрый человек заблудится в лесу, она помогает ему найти дорогу домой, а если потерялся злой охотник или злой человек, Вирьава может усыпить путника. Так она охраняет свои владения, следит за порядком, лечит зверей и птиц. Но больше всего она любит слушать голоса леса. (слушание лесных птиц). (Демонстрация плаката с изображением Вирьавы).
Вирьава приглашает к себе в лес.
Беседа о лесе «Что такое лес?»
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Игра «Что много в лесу?» :
-В лесу много деревьев и кустарников.
- В лесу много птиц и диких звере.
- В лесу много грибов, ягод и орехов и т. д. (игра с мячом).
Дети проходят в импровизированный лес. Звучит пение птиц.
Вирьава: Какие деревья произрастают в лесах Республики Мордовия?
(Ответы детей.)
Вирьава загадывает загадки
1. В белом сарафане встали на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза.)
2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
3. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
4. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Игра «С какого дерева лист?»
Вирьава :
-Как в думаете, а какое любимое дерево у мордвы? Почему?
Вирьава :
- Береза любимое дерево мордовского народа. Наряды мордовских девушек похожи на березы.
Ветки у березы, словно косы заплетённые,
вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало, в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
- как называется лес, в котором произрастают только березы? – березовая роща.
Вирьава приглашает детей отдохнуть в березово роще (на экране видеофайл – березовая роща.
Вирьава рассказывает, что русские и мордовские девушки очень любили украшать березу лентами, и при этом загадывали желание. А мы свами сделаем комплимент березе.
Что вы можете рассказать о березе?
Игра «Какая береза?» (белоствольная, высокая, стройная, тонкая, толстая).
Мордовские народ сочинил песню про березу «Келуня».
Физминутка под мордовскую народную песню «Келуня» дети выполняют танцевальные движения.
Вирьава сообщает, что люди приходят в лес и обижают природу, рвут цветы, ломают ветки на деревьях. Показывает дерево без листьев:
-Это дерево в этом году не распустилось, потому что его обидели люди, чтобы на нем появились опять листочки, необходимо сказать, для чего нужно дерево.
Игра «Для чего нужно дерево» (на мольберте изображено дерево без листьев, ребенок называет свойство дерева и прикрепляет листочек).
Экспериментальна деятельность
Вирьава сообщает, что люди ее стали обижать: вырубают лес, загрязняют окружающую среду (показ слайдов) и это грозит экологической катастрофой.
Как это может отразиться на природе? (Рассуждения детей).
Экспериментальна деятельность
Вирьава просит детей помочь восстановить лес. Как? (Посадить деревья).дети проходят к столам. На столах стаканчики с землей, семена и лейки с водой.
-Какие необходимы условия нужны для роста растений? (тепло, свет, вода).
Дети сажают семена деревьев.
Итог.
Вирьава благодарит детей и дарит сладкое угощение «орешки».
Берегите русский лес
Он источник всех чудес!
Берегите русский лес
Он источник всех чудес!