Жанна Костоломова
Конспект итогового занятия с детьми 4–5 лет «Дороги добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Фамилия, имя, отчество педагога (полностью, разработавшего конспект НОД :
Костоломова Жанна Фёдоровна
Возрастная дошкольная группа: средняя группа
Месяц проведения: Ноябрь
Тема осваиваемой социокультурной (духовно – нравственной) категории: (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки») : «Родные просторы».
Тема НОД с указанием ведущей образовательной области:
Дороги добра, Социально – коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект итогового занятия с детьми 4–5 лет „Дороги добра“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Задачи.
Образовательные:
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы».
Формировать умение работать в паре;
Развивающие:
Развивать умение договариваться, приходить к единому мнению.
Формировать речевую активность детей, развивать память, внимание.
Активизировать речь детей, умение самостоятельно высказываться; Воспитывающие:
Воспитывать любовь к ближнему, воспитывать навыки культурного общения.
Воспитывать у детей умение договариваться и приходить к единому мнению посредством работы в паре.
Виды детской деятельности: Речевая деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, познавательная деятельность, игровая, музыкально – художественная деятельность.
Формы организации: подгрупповая 8 человек, (совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная (самостоятельная деятельность детей, в парах.
Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Загадывания и отгадывания загадок; Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Музыкально-ритмические движения. Дидактическая игра «Цветок добра» Разговор в ресурсном круге. Рассматривание иллюстраций. Художественно-творческая деятельность детей с родителями по оформлению страницы Альбома.
Оборудование или материал к НОД: Аудиозапись с детской песней «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского). Дидактическое пособие «Цветок Добра» с иллюстрациями, изображающими добрые дела детей; иллюстрированный материал для активного занятия «Дороги добра» (три листка с иллюстрациями на одну пару детей). Простые карандаши по количеству детей.
Предварительная работа:
Чтение второй книги для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» под общей редакцией профессора РАЕН И. А. Кузьмина.
Беседа с детьми о жизненных путях-дорогах и добрых делах детей и взрослых;
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»;
Составление фотогазеты «Солнышко добра»;
Изготовление дидактического пособия «Цветок добра»;
Чтение и драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко»;
Чтение потешек, разучивание пословиц о добре, хороводных игр «Огород»,
«Ой, вставала я ранешенько», произведений с последующим обсуждением К. Лукашевич «Добрая девочка».
Дидактические игры: лото «Доброе дело»; «Кто знает больше вежливых слов», «Мешок добрых дел».
Выставка художественной литературы на тему «Добрая книга»;
Ход непосредственно образовательной деятельности в форме итогового занятия :
Дети входят в группу и становятся полукругом. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями!
Есть хорошая примета -
Всем с утра дарить приветы:
Солнцу красному привет!
Небу ясному привет!
Люди взрослые и малыши,
Вам привет от всей души!
Первая часть (вступительная) Присоединительный этап.
Воспитатель: Дети послушайте и отгадайте загадку.
Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит.
Ответы детей: Дорога.
Воспитатель: Молодцы ребята, это дорога и как вы уже догадались, сегодня мы поговорим с вами о дорогах. О том, какие они бывают и куда ведут пути дорожки! Присаживайтесь ребята на стульчики. (Ресурсный круг). Воспитатель: Все мы, взрослые и дети, ходим по разным дорогам. Но, наверное, у каждого человека есть любимая дорожка, по которой он идёт делать добрые дела. Есть у вас ребята, любимые дорожки?
Ответы детей: Да, конечно есть!
Воспитатель: Давайте поделимся друг с другом о дорогах добра, а начнём с меня. Моя любимая дорожка каждое ранее утро ведёт ребята к вам, в наш любимый детский сад, в то место где нам вместе тепло и уютно. У вас много игрушек, интересных занятий. Здесь работают мои коллеги: заведующая, повара, младшие воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, повара. Все, кто работает в нашем детском саду, стараются и делают добрые дела для вас, милые дети. А,куда ведут вас любимые дороги?
Предполагаемые ответы детей: Домой, в сад, к бабушке, на занятия спортом, гулять на любимой площадке. Воспитатель: Спасибо, ребята, за ваши трогательные рассказы. Действительно, наши добрые пути – дороги ведут нас всех в разные стороны: в сад, к дедушке, в гости. Ребята, скажите пожалуйста, а походит наша жизнь на путь - дорогу? Предполагаемые ответы детей: Походит, да. Воспитатель: И здесь я с вами полностью согласна. Начинается жизненный путь в детстве, когда дети рождаются, растут, взрослеют и продолжается до глубокой старости. Как вы ребята считаете, чей жизненный путь длиннее, детей или бабушек и дедушек?
Ответы детей: Бабушек, дедушек.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно! Жизненный путь бабушек и дедушек длиннее. Вы ребята сделали только первые шаги на своём жизненном пути. Пусть и дальше ваши жизненные дороги по жизни будут счастливыми и добрыми. Воспитатель:
Предлагаю отдохнуть, и Отправится мы в путь, Где немного отдохнём, Дорогой доброй мы пойдём.
Физкультминутка Звучит аудиозапись с детской песней «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского). Дети шагают под песню и выполняют свободные движения в соответствии со словами первого куплета и припева. Вторая часть. Активная форма образовательной деятельности. Воспитатель: Ребята, дороги по которым идет человек, свершая добрые поступки и дела, называются дорогами добра. Сейчас мы с вами рассмотрим картинки и поговорим о том, куда ведут дороги добра. (Воспитатель предлагает детям присесть за столы)
Работа в паре «Дороги добра».
Индивидуальный этап.
Воспитатель: Дети рассмотрите внимательно картинку и самостоятельно помогите мальчику с девочкой пройти по дорогам добра. На своём листе проведите эти дороги карандашом.
(По окончании индивидуального этапа работы предложить детям отложить в сторону эти листы и взять один лист на двоих).
Работа в паре.
Воспитатель: А теперь вместе рассмотрите картинку, договоритесь и решите, куда вы поведёте ваши совместные дороги добра. Договоритесь и решите, кто из вас проведёт их, а кто расскажет о дорогах добра. (По окончанию работы один ребёнок из каждой пары рассказывает о дорогах добра).
Экспертная оценка. Воспитатель предоставляет свой вариант выполнения задания: рассказывая, почему каждую из выбранных дорог можно назвать «Дорогою добра».
Третья часть НОД. Заключительный этап. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а вы совершали когда – ни будь добрые поступки, расскажите, пожалуйста.
Ответы детей: Кормили котёнка, помогали маме прибирать игрушки, дедушке помогали подметать двор и т. д.
Воспитатель: Перед занятием мы с вами сделали большой цветок, но лепестки не украсили. Давайте с вами на каждом лепестке наклеим картинки, которые вы принесли из дома, на которых изображение людей совершившие добрые дела. (Дети помещают картинки на лепестки цветка).
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь как мы можем назвать наш цветочек?
Ответы детей: Цветок добра!
Итог занятия :
Воспитатель читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта».
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит –
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: Ведь не зря в народе говорят, что «Жизнь дана на добрые дела». Спешите ребята делать добро! Всем спасибо!