Инна Ненашева
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Солнышко лучистое»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе
«Солнышко лучистое»
Цель: повторение и обобщение знаний детей по темам, пройденным за учебный год.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять у детей умение обобщать предметы: объединять их в группы по существенным признакам
-развивать звуковую и интонационную культуру речи
- формировать умение грамматический правильно использовать части речи
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе „Солнышко лучистое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать развитию монологической речи
- развивать речевое творчество
- формировать интерес к самостоятельному сочинению рассказов
- осваивать представление о существовании разных терминах: слово;звук; буква; предложение; гласный звук; согласный звук.
- делить на слоги двух-трехслоговые слова
- осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове;
- составлять предложение по живой модели
- определять количество и последовательность слов в предложении.
- формировать умения обобщать, классифицировать;
- закрепить умение использовать все части речи;
- упражнять в делении слова на слоги,
- определять местонахождение звуков в слове,
- упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
- упражнять детей в умении составлять рассказ-описание по картине с использованием мнемосхем;
Развивающие :
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство взаимопомощи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Материал к занятию : солнце с лучиками, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь, картинка для звукового анализа слова ВЕСНА, мяч.
Раздаточный материал: полоски с фишками для звукового анализа слов.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, разучивание физкультминутки.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход занятия : Вводная часть
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся и улыбнёмся гостям и другу.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте! «друг другу»
Нам здороваться ни лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день! “;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Дети присаживаются.
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку. Послушайте внимательно.
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня …
Дети: Весна
Воспитатель: Назовите весенние месяцы
Дети: март, апрель и май.
Воспитатель: Молодцы! отгадайте еще загадку:
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце)
- Посмотрите на доску, на ней солнышко. (на магнитной доске изображение солнца и разбросанных в разные стороны лучей)
-Только почему-то оно грустное?
Дети: У него нет лучиков
Ребята, давайте солнышку поможем с лучиками, чтобы оно могло ярко светить и всех нас согревать и радовать. Но для этого нужно выполнить задания. Сколько лучиков у солнышка? (8). Значит столько заданий нам нужно выполнить что бы вернуть ему лучики.
Основная часть:
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
(Воспитатель берет следующий лучик, зачитывает задание)
Задание № 1 Игра «Назови ласково»
(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова: утка - уточка, дом - домик, собака - собачка, бык - бычок, солнце - солнышко, жук – жучок, лиса – лисичка, туча – тучка, и т. д.
Задание №2 Игра «Назови одним словом» (картинки)
(Дети называет группу слов, и называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты)
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные)
Задание № 3 «Скажи наоборот»
Прилагательные:
Весёлый – грустный
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Длинный – короткий
Глаголы:
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Входить - выходить
Открыть - закрыть
День – ночь
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Задание № 4 Игра «Из чего сделаны предметы?» (мяч)
(Воспитатель называет предмет, а ребёнок, должен сказать какой предмет (Мяч из резины - резиновый)
- Мяч из резины – … резиновый.
- Ящик из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Гвоздь из железа – … железный.
- дом из кирпича - ….кирпичный
- стол из дерева - …деревянный
Задание№5 (дети должны будут по схеме составить предложения)
Задание: № 6
Давайте с вами вспомним что такое слово, звук, буква, предложение, гласный звук, и согласный звук.
7 Игра "Загадки-отгадки"
1."Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос". (Медведь)
2. "Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета". (Заяц)
3. "Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет". (Волк)
4. "Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт". (Лиса)
(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным)
Давайте определим с помощью хлопков, сколько слогов в этих словах.
Молодцы, ребята. А сейчас давайте в этих словах найдем звук «С». (воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук «с». Аналогично звук «з»
Скажите где находится звук «с», «з», в начале или в конце слова?
Ребята, придумайте еще слова с этими звуками.
Задание № 8. Следующее задание «Составь рассказ»
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим картинку, составим несколько предложений по каждой картине. А затем объединим все предложения в один рассказ.
(Наступила весна. Солнце светит ярко и начинает пригревать. Небо стало голубым. На деревьях набухают почки. Дикие животные: медведица и ёж проснулись после зимней спячки. Зайцы меняю шубку, мех из белого, становится серым.)
- Придумайте нашему рассказу название. (выслушать ответы детей) Молодцы! Мы назвали рассказ «Весна пришла». Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
"Ребята! Вы просто молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше солнце. Оно снова нам улыбается. Давайте, ребята, скажем какое оно наше солнце (веселое, радостное, улыбчивое, теплое, доброжелательное, весеннее, жаркое, лучезарное, ласковое, золотое) Молодцы.
Воспитатель: За вашу хорошую работу весеннее солнце вам дарит вот такие подарки, яркие «Солнышки-медальки».
Итог занятия :
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание вам понравилось больше всего? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!