Наталья Мухамбетова
Итоговое занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Поможем Фиксикам. Закрепление счета от 1 до 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Поможем Фиксикам. Закрепление счета от 1 до 10, решения арифметических задач" старшей группы
Цель: закрепить и обобщить элементарные математические представления детей.
Форма проведения ННОД: с элементами сюжетной игры-путешествия.
Программное содержание отражено в задачах ННОД:
Образовательные задачи:
Повторить и закрепить состав чисел в пределах 10, порядковый счет.
Публикация «Итоговое занятие по познавательному развитию (ФЭМП) „Поможем Фиксикам, Закрепление счета от 1 до 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение их классифицировать.
Закрепить умение детей решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Учить отвечать на вопросы, формулировать арифметическое действие.
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивающие задачи :
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Способствовать формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, сериация, развитию речи (связной и математической, умению аргументировать свои высказывания.
Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать чувство гордости за свои успехи, стремление быть самостоятельным, потребности в новых знаниях, любознательность.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие (познание окружающего мира, интерес к математике; общение взрослых и детей);
- познавательное развитие (расширение собственного опыта каждого ребенка за счет приобщения к тому, что известно и неизвестно; развитие любознательности к сложным и разнообразным объектам и явлениям окружающего мира);
- речевое развитие (обогащение словаря, развитие математической и связной речи, умения высказывать свое мнение);
- художественно-эстетическое развитие (рассматривание иллюстраций, картинок, подсчет на них предметов);
- физическое развитие (физкультминутка на развитие координации движений под ритмичную музыку).
Словарная работа: обогащение словарного запаса детей словами «геометрические фигуры», «больше, «меньше», «одинаково».
Предварительная работа:
• Просмотр мультфильмов о Фиксиках.
• Счет до 10.
• Решение простых арифметических задач.
• Дидактические игры «Соседи чисел», «Сравни», «Разложи по группам», «Дорисуй по образцу».
• Работа с геометрическими фигурами.
• Графические диктанты.
• Изготовление демонстрационного, раздаточного материала.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей, поддерживать их инициативу с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.
Оборудование:
- карта путешествия с указанием на ней названий остановок;
- 5 винтиков (из пластмассы, которые дети ищут во время путешествия;
- таблички с названиями остановок;
- набор плоских геометрических фигур: 10 квадратов и 6 треугольников (на 2-х детей) для задания на первой остановке «Геометрические фигуры»;
- фломастеры.
Раздаточный материал:
- билеты на автобус - карточки с цифрами – указаниями места в автобусе;
- конструкторы ЛЕГО, 5 домов из ЛЕГО (недостроенные);
- флажки красного и синего цвета – по 2 для каждого ребенка (для рефлексии в конце ННОД);
- заколдованные бабочки – по 1 штуке для двоих детей – на крыльях бабочек неодинаковое количество кружочков.
Мультимедийные средства: ноутбук, видеозаписи с двумя посланиями от Фиксиков.
Зрительный ряд: иллюстрации к заданиям.
Музыкальный ряд: аудиозаписи из мультфильма «Фиксики» - танец Фиксиков.
Методы и приемы:
Методы работы с детьми:
Игровые (сюрпризный момент, задания игрового характера).
Наглядные (иллюстрации, картинки).
Словесные (беседа, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Практические (решение примеров и арифметических задач).
Ход ННОД
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Педагог:
– Ребята, сегодня нам на электронную почту детского сада пришло видеописьмо, давайте откроем и посмотрим, от кого оно.
Педагог читает послание.
Видеозапись с посланием: «Дорогие ребята, мы знаем, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеемся на вашу помощь. Нолик растерял все винтики, которые нужны для ремонта телевизора, а помогатор сломался. Помогите Нолику отыскать винтики, а чтобы вы не сбились с пути, он нарисовал карту своего пути с остановками».
Педагог:
- Поможем фиксикам? ( Дети: Да)
- Поедем на фиксикоавтобусе, так будет быстрее. Сейчас я вам раздам билеты, вы сядете согласно указанным местам. А теперь посмотрите на числа и назовите их соседей. Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
Педагог:
- Усаживайтесь поудобнее, пристегнитесь, фиксикоавтобус отправляется через 10 секунд. Считаем все вместе (обратный счет) : 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0! Поехали!
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
• Задание 1: деление геометрических фигур на группы. Счет количества фигур.
- А вот и первая остановка? (Остановка «Геометрические фигуры»).
- Фиксики не знают названия фигур, поэтому не могут разделить их на 2 группы. Поможем им? (2 ребенка выполняют задание – делят плоские геометрические фигуры разного размера на две группы: 5 квадратов и 3 треугольника).
Педагог:
- Какие это фигуры?
Дети: квадраты и треугольники.
Педагог:
- Каких фигур больше?
Дети: квадратов.
Педагог:
- Молодцы, вы помогли Фиксикам и отыскали первый винтик.
Кладет винтик на видное место.
• Задание 2. Достраивание домов из ЛЕГО.
- Едем дальше. Вот и Остановка «Новая улица». Это улица новая, дома на ней еще не достроены (недостроенные конструкции 5-ти домов из ЛЕГО). Давайте поможем их достроить.
Дети разбиваются по парам и достраивают дома.
Педагог следит за тем, чтобы каждый дом был достроен.
Педагог:
- Молодцы, дома достроены, а мы отыскали еще один винтик.
Кладет винтик на видное место.
• Задание 3. Ответы на вопросы математического содержания.
Отправляемся дальше, а чтобы было нескучно в дороге, ответьте на вопросы. Если вы отвечаете «Да» - поднимите СИНИЙ флажок, а если «Нет» - КРАСНЫЙ флажок. Повторите задание. Готовы?
Вопросы:
- Бывает у треугольника 4 стороны?
- У машины 2 руля?
- У круга 3 угла?
- У человека 2 руки?
- У руки 10 пальцев?
- После цифры 4 идет цифра 6?
- После цифры 8 идет цифра 9?
- У треугольника 3 угла?
- Бывает у прямоугольника 4 угла?
- Бывают зимой март, апрель, май?
Если какой-то ребенок (или дети) ошибается и неправильно поднимает флажок, то педагог исправляет ошибку.
Педагог:
- Молодцы, правильно ответили на все вопросы. Вот мы и нашли еще один винтик.
Кладет винтик на видное место.
Физкультурная пауза
Педагог:
- Ребята, мы проделали долгий путь, нам нужно передохнуть, давайте станцуем танец фиксиков? Повторяйте за мной движения, но можете придумать и свои (аудиозапись из мультфильма Фиксики «Винтик»).
- Вот мы и размялись. Отправляемся дальше на поиски винтиков.
Дети рассаживаются по местам.
• Задание 4. Дорисуй недостающие кружочки
Педагог:
- А вот и Остановка «Полянка». Вот мы и выехали на полянку. На этой полянке бабочки, но они не могут взлететь. Как вы думаете почему? ( Ответ: у них разное количество пятнышек на крыльях, а надо, чтобы было одинаковое).
- Помогите бабочкам взлететь, сделав количество пятнышек на их крылышках одинаковым. Разделитесь на пары. (Дети выполняют задание в парах).
Педагог просит детей каждой пары объяснить, сколько они нарисовали кружочков и почему именно столько.
Педагог:
- Вот и освободили вы бабочек. Теперь они могут взлететь в любое время, а мы отыскали еще один винтик.
Кладет винтик на видное место.
• Задание 5. Решение задач
- Продолжаем наше путешествие. Какая следующая остановка? Остановка «Задачкино».
- Как вы думаете, что мы будем делать на этой остановке? Правильно, на этой станции мы будем решать задачи.
Дети решают задачи устно по очереди.
Педагог:
- Задача 1.
В саду росло четыре яблони. Одну из них сломало бурей. Сколько яблонь осталось в целости? ( Ответ ребенка: 3 яблони)
Задача 2.
Три яблока было у Коли, пять дали товарищи в школе, яблок сколько всего, стало, друзья, у него? ( Ответ ребенка: 8 яблок)
Задача 3.
У бабушки Маши, внучка Даша кот-Пушок, собака-Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? ( Ответ ребенка: 1 внучка)
Задача 4.
Привела гусыня мать 6 детей на луг гулять, все гусята, как клубочки 3 сынка, а сколько дочек? ( Ответ ребенка: 3 дочки)
Задача 5.
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? ( Ответ ребенка: 2 вороны)
Задача 6.
9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес? ( Ответ ребенка: 10)
Педагог:
- Молодцы, ребята, правильно решили все задачи. Вот мы и отыскали еще один винтик.
Кладет винтик на видное место.
- Посчитайте, сколько всего винтиков мы нашли для Фиксиков? (Аня – ты сосчитай, Вова – а теперь ты сосчитай).
Дети: 5.
Педагог:
- А теперь посмотрите, куда нам двигаться дальше. Ребята, остановки закончились. А что нам делать? Как нам узнать у Фиксиков, помогли мы им или нет?
Ответы детей: послать винтики почтой в конверте, сообщить по телефону, отправить бандероль, смс, через Интернет, электронная почта.
Педагог:
- Давайте отправим письмо по электронной почте. Набирает текст на ноутбуке: «Мы нашли для вас 5 винтиков. Отправили их бандеролью по почте. Помогли ли мы вам?».
Приходит ответ: Видеозапись с посланием: «Вы, ребята, молодцы! Хорошо умеете считать и решать задачи! Спасибо, что помогли отыскать винтики, теперь мы сможем починить телевизор».
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Рефлексия:
Педагог:
- Скажите, ребята, кому вы сегодня помогали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было трудно?
- Вам понравилось решать задачи, считать?
- Хотели бы вы еще кому-нибудь помочь?
Воспитатель раздает флажки красного и синего цвета – по 2 для каждого ребенка.
- Ребята, если вам понравилось сегодня на занятии, поднимите СИНИЙ ФЛАЖОК, а если не очень – то КРАСНЫЙ. (Воспитатель спрашивает 1-2 детей, которые подняли синий флажок, что им не понравилось).
Подведение итогов.
Педагог:
Ребята, благодаря вашим математическим знаниям и умениям вы смогли побывать в необычном путешествии и помочь своим любимым героям. Спасибо вам! Будьте внимательны к другим людям, старайтесь им помогать, используйте свои знания и умения. Тогда вы и ваши близкие люди тоже будут счастливы!