Анжела Кантемирова
Итоговое занятие по обучению грамоте за 1 период обучения «Мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мир звуков»
Цель: создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за 1 период обучения.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»,
-закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,
-совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,
-упражнять в определении места звука в слове, учить составлять и читать слоги.
Публикация «Итоговое занятие по обучению грамоте за 1 период обучения „Мир звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Развивающие:
-развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие,
-развивать внимание, память, мышление,
-учить внимательно вслушиваться в речь взрослого,
-правильно отвечать на вопросы полными предложениями;
Воспитывающие:
-воспитывать самостоятельность, активность, дружелюбие,
-воспитывать интерес к обучению грамоте.
Методы и приемы: игровой, словесный, практический.
Активизация словаря: гласный, согласный, звук, буква, слог.
Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, физминутки, работа с индивидуальными карточками.
Материал и оборудование: фишки для звукового анализа по количеству детей, «Волшебный мешочек», предметные картинки на гласные звуки в начале слова по количеству детей и схемы для звукового анализа слова; деревянные буквы У, А, О, П, И, М, Н, шапочки буквы, корзинка с угощением.
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем!
Логопед и дети: Здравствуйте!
Логопед:
-Ребята давайте встанем в круг, подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение.
Психогимнастика.
Настроение упало? (разводят руки в стороны)
Дело валится из рук! (бросают руки вниз)
Но еще, не все пропало (грозят пальчиком)
Если есть хороший друг! (берутся за руки)
С делом справимся вдвоем. (поднимают сцепленные руки вверх)
С облегчением вздохнем! (вздыхают)
Настроение поднимем и всю грусть мы отряхнем! (улыбаются друг другу и отряхиваются).
Логопед:-Вот теперь с хорошим настроением можем начинать наше занятие!
Сядет тот, кто скажет чистоговорку.
1. Ан-ан-ан- папа чинит кран.
2. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
3. Та-та-та-усы большие у кота.
4. Ак-ак-ак-вырос в поле красный мак.
5. Ку-ку-ку-сидит дятел на суку.
6. Ку-ку-ку-сидит сорока на суку.
7. Ан-ан-ан-в кухне течет кран.
8. Ух-ух-ух- ходит по двору петух.
9. Ут-ут-ут -две улитки ползут.
10. Ух-ух-ух- Ася ловит мух.
11. Ка-ка-ка-дам котятам молока.
12. Уп-уп-уп- у Вани вкусный суп.
13. Ип-ип-ип к нам пришел Филипп.
14. Ом-ом-ом плывет в реке сом.
15. Ок-ок-ок-выпил вкусный сок.
16. От-от-от в зоопарке бегемот
Дети читают чистоговорки и садятся на свои места.
Логопед:
Прежде чем начать, выполнять задания, мы проведем самомассаж и артикуляционную гимнастику.
Самомассаж.
Совместное с логопедом выполнение массажа.
Солнышко проснулось (поглаживающие движения)
Лобика коснулось (гладят лоб)
Лучками провело (поглаживание в разные стороны)
И погладило, погладило (поглаживающие движения).
Артикуляционная гимнастика (под счет до 5, выполняется по 3 раза)
«Улыбочка», «трубочка», «лопаточка», «иголочка»
Логопед: отверните и отложите зеркала.
Основная часть.
-Итак, первое задание.
Логопед: -Скажите ребята, что такое звук? Ответы детей (звук это, то что мы слышим)
Логопед: - Какие бывают звуки Ответы детей (речевые и неречевые звуки).
Логопед: -А, теперь скажите пожалуйста, что такое неречевые звуки и приведите пример.
Ответы детей: - Неречевые звуки-это звуки природы.
Логопед: -Какие неречевые звуки можно услышать на улице, в лесу?
Ответы детей: (шум дождя, пение птиц, шуршание листьев, стук молотка, скрип двери, хлопки и т. д).
Логопед: -А, теперь, скажите пожалуйста, что такое речевые звуки?
Ответы детей: Речевые звуки- это те звуки, которые произносит человек.
Логопед: -А, какие речевые звуки мы знаем?
Ответы детей: Гласные и согласные.
Логопед: -Чем отличаются гласные от согласных звуков?
Ответы детей: -Гласные звуки тянутся и поются, во рту нет преграды, воздух спокойно выходит изо рта.
Логопед: - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Ответы детей: -Согласные звуки нельзя петь, во рту есть преграда, мешают зубы, губы, язык, воздух встречает преграду.
Логопед: -Согласные на какие группы делятся?
Ответы детей: -Твердые и мягкие, звонкие и глухие.
-Какие звуки обозначаются синим цветом? (согласные твердые). А какие
зелёным цветом? (согласные мягкие).
Логопед: -Какой гласный звук дает мягкость согласному звуку? (звук И)
Логопед: -Что нужно сделать, чтобы определить какой это звук, звонкий или глухой?
Ответы детей: -Нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дрожит, дребезжит, тогда звук звонкий. А, если горлышко молчит, спокойное, значит звук глухой.
Логопед: -А, что такое буква?
Ответы детей: -Графическое изображение звука.
Логопед: - Чем отличаются звуки от букв?
Ответы детей: - звуки мы слышим и произносим, букву мы видим, пишем.
-Молодцы, все справились с заданием!
Логопед. Ну а теперь, второе задание.
Давайте поиграем в игру «Немая артикуляция» По артикуляции угадайте какой я звук хочу произнести. У, А, О, И.
Игра «Волшебный мешочек»
Эти звуки хотят с вами поиграть. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались волшебные картинки, вынимайте по одной картинке с мешочка, нужно назвать картинку и назвать звук, с которого начинается это слово. (например, ребенок достает из мешочка карточку-апельсин, называет слово, говорит: Апельсин- начинается на звук А и т. д.)
А теперь немного отдохнем.
Физминутка.
В старом дереве дупло, это домик буквы О (круговое движение руками)
Рядом с нею на суку, примостилась буква У (изображают букву у)
В гости к нам издалека прискакала буква А (изображают букву а)
Букву И всем надо знать, чтоб без ошибок всем читать. (изображают букву и)
Логопед: - Молодцы ребята, а теперь следующее задание.
Развитие фонематического слуха.
Мы сейчас с вами будем определять место звука Н в слове, где находится звук н в начале, в середине или в конце, и положите карточку нужного цвета.
ДИВАН, ПАНАМА, СЛОН, КОНЬКИ.
Молодцы и с этим заданием хорошо справились.
Закрепление звука в слогах.
Логопед: - А, сейчас мы поиграем в игру живые слоги. (Выбираются по 2 детей, одеваются шапочки)
-Ребята как вы думаете, какой слог у нас получился? Ответы детей (УМ)
Давайте прочитаем этот слог УМ.
Вам надо выложить слог УМ с помощью букв и под буквами звуковой анализ слога УМ. (дети выполняют задание)
(Игра повторяется еще 2 раза с другими слогами ОП, АН).
Итог занятия :
Молодцы, ребята, вы очень хорошо, сегодня поработали.
Вам понравилось наше занятие? Что Вам больше всего понравилось? Что для Вас было трудным? А мамам понравилось?
Спасибо большое, что уделили время и пришли к нам на занятие!