Елена Саенко
Конспект итогового занятия по грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия «Звуковой анализ слов. Подбор слов на заданный звук. Составление предложений. Заучивание скороговорки» Воспитатель Саенко Е. Н.
Задачи. Формировать правильную речь, умение чётко произносить звуки в словах. Самостоятельно делать звуковой анализ трё хзвуковых слов. Продолжать учить проводить последовательный звуковой анализ слова «кот» и «кит». Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии со схемой звукового состава слова. Определять место звука, давать характеристику звука – гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий. Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу. Учить подбирать слова на заданный звук. Учить произносить чётко скороговорку, выговаривая все звуки. Упражнять в словообразовании. Совершенствовать грамматический строй речи. Умение грамотно отвечать на поставленные вопросы. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа, воображение. Развивать и обогащать словарь через участие в словесных играх. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Публикация «Конспект итогового занятия по грамоте в старшей группе „Звуковой анализ слов“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Материал, оборудование. Демонстрационный: предметные картинки на доску «кот»и «кит»; большой белый конверт, фишки – красные, синие, зелёные, обозначающие звуки; три конверта с разрезными иллюстрациями из сказки «Кот в сапогах», рассказа «Простоквашино», стихотворения «Усатый – полосатый».; мяч; фишки за правильные ответы –квадратики; начерченные стрелки сверху –вниз и слева- направо на альбомном листе (для гимнастики для глаз); схема предложения из трёх слов. Раздаточный: пеналы с фишками, обозначающими звуки трёх цветов, по две карточки на каждого с тремя клеточками и рисунками кота и кита.
Методы и приё мы: 1. Д. /И. «Скажи наоборот». 2. Д. /У. «Узнай первый звук своего имени». 3. Д. /И. «Сложи картинку». 4. Д. / У. «Назови слова на заданный звук». 5. Д. /И. «Живое не живое» 6. Звуковой анализ слова «кот». 7. Пальчиковая гимнастика. 8. Работа со звуковыми пеналами за столами и у доски. 9. Физминутка. 10. Д. /У. «Составь предложение по схеме». 11. Д. /У. «Живые слова» 12. Упражнение для глаз. 13. Загадка «Угадай, кто появится» 14. Сравнение слов «кот» и «кит» по звуковому составу. 15. Д. /У. «Ловим звук». 16. Заучивание скороговорки «Котик ниток клубок укатил в уголок. Укатил в уголок котик ниток клубок». 17. Рефлексия. Итог занятия.
Ход занятия : 1. Д. /И. «Скажи наоборот» (с мячом). Дети,я буду бросать мячик, называть слово, а вы мне будете говорить его противоположное значение, например: здоровый- больной. (Примерные слова : умный – глупый; весёлый – грустный; храбрый – трусливый; ленивый – трудолюбивый; близко – далеко; день – ночь; кислый – сладкий; длинный – короткий; мокрый – сухой, чёрный – белый; мальчик – девочка; глубоко – мелко; твёрдый – мягкий; худой – толстый; высоко – низко; тихо – громко; холодно – тепло; круг – квадрат.) 2. Д. /У. «Узнай первый звук своего имени». Следующее задание с конвертами. Чтобы узнать, что в них находиться, нужно разделиться на команды по первому звуку вашего имени. Итак, в первую команду должны войти девочки, имя которых начинается на звук «М» (Маша О., Маша Д., Маша Т.) У звука «м» есть ещё мягкий братец звук – какой? «мь». Дети назывют имя Мила. И ещё мальчик на твёрдый звук «Б» это кто? (Богдан). Держите вот ваш конверт. Во вторую команду выйдут мальчики имя которых начинается на звук «нь» (Никита СОЛ., Никита Стр., На звук «кь» (Кирилл Г., Кирилл П.)И мальчик на звук «сь» (Серёжа). Держите вот ваш конверт. В третью команду девочки имя которых начинается на звук «а» (Альбина, Арина,. Есть ещё девочки имя которых начинается на гласные буквы Е (Ева) и Ю (Юля). Выйдет в эту команду тот, у которого имя начинается на звук «вь»(Вика). А какой твёрдый братец звук? («в»). У кого имя на звук «в»? (Ваня). Держите свой конверт. 3. Д. /И. «Сложи картинку». Задание такое : пройдите к столам со своей командой, достаньте из конвертов разрезные картинки, сложите, назовите название своих иллюстраций. 4. Д. / У. «Назови слова на заданный звук». Каждая команда находит слова со звуком «к» на своей иллюстрации. Находите, поднимаете руки по очереди. За каждое слово даётся фишка. Друг друга не перебивайте, не выкрикивайте, будьте вежливы. Я всех увижу и ко всем протяну дорожку – руку. Игра начинается по команде и заканчивается по команде. Итак : 1, 2, 3 начни… 1, 2, 3 закончили. Посчитайте сколько в вашей команде фишек. У кого третье место, у кого второе? Укого первое? Вы молодцы, первое, второе и третье – это призовые места. Вы заняли призовые места. Поздравим друг друга аплодисментами.
5. Д. /И. «Живое не живое» Ребята, у меня остался ещё один конверт. А, чтобы узнать, что в нём, надо пройти и сесть за столы. Руки положить на колени и ничего пока не брать, а то не получится секрет. Поиграем в игру «Живое не живое». Задавайте вопросы. Первый вопрос какой7 (живое, не живое). Да, ребята– ЖИВОЕ. Если живое, думайте какие правильно нужно называть вопрсы (где живёт? Чем питается? Каким цветом? Чем покрыт? Как передвигается) 6. Звуковой анализ слова «кот». -А хотите удержать кота? -Приготовьте кулачки. Будем ловить звуки слова «кот». – Первый звук ловите левой рукой, так как мы читаем слева направо. Открывайте кулачки – ловим первый звк К-О-Т (интонационно выделяю звук «к»). Словили. Поднесём к ушку, послушаем его –ккккк. Держите в кулачке, не разжимайте, чтобы он не улетел. Затем бросаю последний звук КО – Т (силой голоса выделяю звук «т») Провожу аналогичную работу со звуком «т». – А, что осталось в ротике, я сейчас пройду и послушаю на ушко (звук «о»). Кто правильно назвал выходит к доске. Кидаем по очереди звуки из кулачков и ротика. -Выбрасываем первый звк «к», теперь, что в ротике «о». Что получилось? «ко». И последний звук «т». Получилось «КОТ». 7. 7. Пальчиковая гимнастика. Сожмите правый кулачок, и поочерёдно разжимаем каждый пальчик, начиная с мизинчика, надавливаем на кончик пальчика, и проговариваем слова. «Звук гласный всегда будет красный». Теперь точно так же с левым кулачком.
8. Работа с пеналами и у доски. –Поставим фишки на схему. А вы на свои карточки. Что мы знаем о клеточках под картинкой? (Сколько клеточек столько звуков. Это домики звуков). Какой первый звук(«к»). Когда мы его произносим куда язычок упирается? Что ему мешает (нёбо). Его нельзя тянуть. Это какой звук? (согласный) твёрдый или мягкий? Каким цветом твёрдый согласный обозначается (синим) Маша поставит у доски, а ребята у себя на карточках. А какой второй звук? Ротик открыт широко, нет препятствий, воздух выходит легко. Какой это звук (гласный). Какой фишкой обозначим? Кирилл у доски, а ребята у себя поставят звук. Никита, а какой третий звук(«т»). Аналогично разбирается третий звук. 9. Физминутка. Молодцы. Теперь вы можете узнать, что кота зовут Тимоша. Он любит играть. Становитесь «горошком» и выполняйте движения по тексту. «Кот Тимоша жил на крыше (поднимаем руки вверх). Ниже в доме жили мыши (наклон вниз) По стене взбирались мыши, не боясь кота на крыше (движение руками снизу вверх). Караулил кот мышей (поворот головы в стороны). Вынув пробки из ушей (руки приложить к ушам). Он готовил мышеловки (хлопок руками). Только мыши были ловки (прыжки вверх). Спрятавшись за спину Тишки (закрыть лицо ладошками, В прятки с ним играли мышки (выглядывать из-за ладошек) 10. Д. /У. «Составь предложение по схеме». – Ребята, а сейчас мы порадуем нашего кота и составим ему предложение по схеме. Что обозначают эти чёрные чёрточки? (Это слова). Почему первое слово с вертикальной чертой? (С большой буквы пишут первое слово в предложении). И в конце предложения обязательно ставится точка или другой знак. У нас точка. Сколько слов в нашей схеме? (Три.) Столько слов должно быть и в вашем придуманном предложении. (Три) Дети придумывают свои предложения (Кот пьёт молоко.) 11 Д. /У. «Живые слова» Выходят трое детей. Поиграем в игру «Живые слова». Предлагаю побыть словом «КОТ», «МОЛОКО», «ПЬЁТ». Запомнили какие вы слова? А теперь выстройте наше предложение. А если вас поменять местами, то какое получится предложение? Меняются местами. Дети «читают» построенное предложение. Молодцы. Спасибо. 12. Упражнение для глаз. Постреляем глазками? Смотрим на стрелочки глазками и поднимаем их снизу вверх, сверху вниз, слева на право, справа на лево. «Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмуриться. 1, 2, 3, 4,5. Можно глазки открывать. Снова глазки закрываем- 1, 2, 3, 4,5. Открываем их опять. А теперь всем дружно поморгать глазами нужно». 13. Загадка «Угадай, кто появится». – Ребята, а котик спрашивает любите ли вы загадки?. Тогда подумайте, кто же сейчас появится, если его первый звук «к» заменить на звук «кь». Был твёрдым, а стал каким? (мягким). Каким цветом обозначаем? (зелёным). -Буду подсказывать: последний звук тоже согласный «т». Второй тоже гласный, только теперь звучит так – «и». Следите за указкой, что получается? («КИТ»). Вот кого мы нашли. Посмотрите внимательно, чем похожи их схемы (три звука, последний твёрдый согласный «т», второй звук гласный). И чем отличаются? (первым звуком). 14. Д. /У. «Ловим звук». Со звуками справились. А теперь ловите звук «И». Если вы услышите звук «И», то хлопайте в ладоши. (И- А – У – И – Э – О – И – П – У – И – Ш – С – И – К - Ы – И). Молодцы! 15. Заучивание скороговорки «Котик ниток клубок укатил в уголок. Укатил в уголок котик ниток клубок». А сейчас я вас приглашаю стать в круг. Котик для вас приготовил интересную скороговорку, пойдёмте послушаем. Попробуйте вместе со мной её произнести (медленно, шёпотом, с вопросительной интонацией, с утвердительной, и быстро, бытрее).Кто хочет сам попробовать произнести быстро скороговорку?. 17. Рефлексия. Итог занятия. (Что узнали нового? Что понравилось? Что запомнили? Что вам было легко? Что вам было сложно?) .