Анна Вжевская
Конспект итогового логопедического занятия «Насекомые» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе “Насекомые (обобщение)”.
Задачи:
обобщить и систематизировать сведения и знания детей о насекомых;
активизация словаря учащихся глаголами – жужжит, собирает нектар, порхает, опыляет, стрекочет, поедает, роет;
активизация словаря учащихся прилагательными – упорный, трудолюбивый, полезный, вредный;
формирование умений выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемого насекомого;
развитие воображение, логическое мышление на основе “дорожки” букв, расшифровки кода, часового механизма.
Материалы и оборудование:
наглядный материал по теме “Насекомые”, “дорожка” звуковая;
дифференцированные карточки с заданием;
Ход занятия
I Организационный момент.
Дети усаживаются полукругом. На ковре разложены цветы и насекомые. Чтение стихотворения:
“Когда в душистом сосняке,
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг – ты многое заметишь друг.
Личинку тащит муравей
Спешит куда – то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела, Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
II Объявление темы занятия.
Логопед. Ребята о ком говорилось в стихотворении, которое я вам прочитала?
Дети. О насекомых.
Логопед. Правильно. Мы сегодня на занятии продолжим говорить о насекомых.
Слайд1-3
Логопед: Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи (строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало).
Слайд3-4А чем отличаются? У одних есть крылья- называются «летающие»,
У других нет крыльев они называются -«нелетающие».
Логопед. А сейчас давайте с вами поиграем.
Игра “Подбери слово”
На доске картинки насекомых, слова – действия, слова – признаки;
- Объедините в пару предмет и действие, предмет и признак.
Слайды 5-17 Игра «Закончи предложение» (ответы детей по одному).
Пчела собирает….
Комар кусает….
Жук грызёт….
Муха разносит….
Муравей сидел около….
Божья коровка ползёт около….
Муха села на ….
Жук спрятался под…
Муха ползёт по….
Бабочка летает….
Божья коровка поедает….
Кузнечик стрекочет в ….
Дифференцированные задания.
Найди насекомых. Подчеркни.
Мак, снег, сова, рука, машина, жук, чашка, река, муравей, сук, лук, овца, лиса, божья коровка, портфель, искра, бабочка, книга, сом, рыба, кузнечик.
Подбери к карточкам – шифровкам картинки насекомых
Основная часть.
А знаете ли вы, что среди насекомых имеются вредители сельского и лесного хозяйства, они поедают побеги молодых растений, также переносят болезни животным и людям; есть и полезные – опыляют растения, дают пищевые продукты и сырье.
На доске:
ВРЕДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ
Из картинок организационного момента выбираются: МУХА, МУРАВЕЙ, ПЧЕЛА, МАЙСКИЙ ЖУК.
Определите, к какой группе можно отнести насекомое. Почему?
Муравей, муха, пчела, майский жук.
Составьте предложение. Муха – переносчик болезней. Она вредное насекомое, а муравей – поедает гусениц, истребляет тлю. Он полезное насекомое.
Попробуйте ребята повторить сказанное.
Кто попробует составить предложение про следующую пару насекомых: майский жук и пчела.
Личинки майского жука грызут, повреждают корни растений. Он вредное насекомое, пчела собирает нектар, опыляет растения. Она полезное насекомое.
Попросить повторить слабого ученика.
V Физминутка. Какое насекомое вы видите на экране? Слайд 18 (кузнечик)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели. Травушку покушали, тишину послушали.
Тише, тише, высоко прыгай на носках легко.
Игра «посчитай слоги».
На доске прикреплены домики с 1, 2, 3, окошками, распределить насекомых по количеству слогов.
Четвертый лишний
Слайд 19-21Презентация
Вызывается ребенок к доске. На него одевается шапочка – насекомое.
Ребята опишите насекомое, используя опору.
ЭТО ПОЛЕЗНОЕ ИЛИ ВРЕДНОЕ НАСЕКОМОЕ.
ОНО…
У НЕГО ЕСТЬ…
ОНО ЛЮБИТ…
А ты, (имя ребенка) догадайся, кто ты?
Работа над материалом.
Когда в душистом сосняке
Присядешь весной на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг!
На доске появляется макет “Весенняя полянка”, насекомые бабочка, пчела, кузнечик.
Где сидит пчела? (в цветке)
Где летит пчела? (по поляне, над поляной)
Как перелетела пчела? (с цветка на цветок)
Где сидит пчела? (на траве)
По чему прыгает кузнечик? (по травинке)
Где спрятался кузнечик? (в траве, под лепестком)
Откуда выглядывает бабочка? (из – за цветка)
Где находится бабочка? (за цветком)
IX Итог занятия.
муха ЖУЖЖИТ
Комар КУСАЕТ
Бабочка ПОРХАЕТ
Муравей РОЕТ
ТАЩИТ
Кузнечик СТРЕКОЧИТ
Стрекоза ЛЕТАЕТ
ПчелаТРУДИТСЯ
Жук ЖУЖЖИТ
Шмель ЖАЛИТ
ВРЕДНЫЕ
ПОЛЕЗНЫЕ