Елена Лизунова
Итоговое мероприятие по экспериментально-исследовательской деятельности «Наураша в стране Наурандии»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое мероприятие по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории
Цель: Расширять представления детей о значении воды в жизни всего живого. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать интерес, творчество инициативу. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Задачи:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Обучающие: Расширять представления у детей о свойствах воды в природе (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). В процессе опытнической деятельности. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры.
Развивающие: Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Развитие познавательного и исследовательского интереса к миру природы.
Закрепить понятие «термометр», показать его значение; познакомить детей с работой термометра; развивать интерес к явлениям неживой природы.
Познакомить детей с работой прибора в виде божьей коровки, который обладает способностью чувствовать окружающий мир.
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес,аккуратность при работе с приборами в лаборатории.
Словарь: «температура», «градус», «ноль градусов», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды».
Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.
Оборудование: Оборудование: цветные браслеты, тактильные ячейки по цвету браслетов, учебный модуль «Температура», холодная вода из-под крана, горячая вода, окрашенные кусочки льда,стаканчики для воды, мороженое, карточки с изображением воды в разном состоянии жидкая, твердая, газообразная,картинки с изображением термометров, коврограф «Фиолетовый лес»капельки из ковролина голубого и синего цвета.
Предварительная работа: работа по экспериментированию в цифровой лаборатории Наураша на основе технологии проблемного обучения, чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; : знакомство со свойствами воды наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).Изготовление лепбука.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Введение в игровую ситуацию
Воспитатель с детьми встают в круг и приветствуют друг друга.
Воспитатель: Давайте дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук?
Вы пришли к нам в добрый час.
Мне приятно видеть вас.
Будем вместе мы играть.
Экспериментировать и рассуждать.
Но сначала, но сначала.
Нужно что то нам сказать.
Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята мы с вами находимся в цифровой лаборатории Наураша, а помогать нам будет Наураша, предлагаю вам стать учеными, надеть эти браслеты. Дети надевают браслеты различные по цвету, при помощи браслетов дети делятся на три команды.
Воспитатель: Наураша приготовил загадки о природных явлениях и положил их в тактильные ячейки подойдите и найдите их. (дети в желтых браслетах ищут загадку в желтой тактильной ячейки, дети в синих браслетах ищут загадку в синей тактильной ячейки,дети в зеленых браслетах ищут загадку в зеленой тактильной ячейки.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Чего в гору не выкатишь
В решете не унесешь,
В руках не удержишь.
(вода)
«Я и море, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: «Почему вода такая разная?» (лед, море, туман)
Ответы детей. (твердая, жидкая, газообразная)
Эвристическая беседа:
Воспитатель: Чем лед, вода, туман различаются (цвет, форма)
Ответы детей.
Воспитатель: Что умеет делать море и ручей? Какое все то, что умеет течь (жидкое)
Ответы детей.
Воспитатель: Что умеет делать лед? Какое все то, что имеет форму (твердое)
Ответы детей
Воспитатель: Что умеет делать туман? Что еще умеет летать? (пар, облака, тучи) Какое все то, что умеет летать? (газообразное)
Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Подвижная игра " Маленькие человечки"
В данной игре используется прием технологии ТРИЗ - метод моделирования маленькими человечками.
Воспитатель: Вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц. Если частички крепко держатся друг за друга, как человечки на этой карточке (показывает карточку, то такие вещества называются твердыми.
Давайте покажем "твердое вещество" лед: возьмитесь крепко за руки. Легко ваши руки разъединить? (нет). Условие игры: если я буду называть твердое вещество, вы дружно беретесь за руки.
Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга, вот так, как человечки на этой карточке (показывает карточку).
Давайте вместе с вами покажем жидкое вещество - воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко ли разорвать вашу цепь? (не очень трудно). Условие игры: если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями.
И наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их практически не видим, но можем ощущать по запаху. Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Как человечки на этой карточке (показывает карточку)
Частички двигаются так, как вы бегаете. Давайте покажем газообразное вещество воздух: побегайте в разных направлениях. Начинаем игру. (воспитатель называет различные вещества, дети "моделируют" их с помощью движений:, вода, воздух, лед, море, облака,туман и т. д.)
Воспитатель: «От чего меняется состояние воды»?
Ответы детей (состояние воды меняется от температуры)
Дети высказывают свои мысли и аргументируют их.
Воспитатель: Предлагаю вам проверить свои мысли в цифровой лаборатории Наураша.
Опытно-экспериментальная часть :
Воспитатель совместно с детьми по заданию Наураши проводит опыты :
Дети садятся за столы согласно цвету браслетов.
Опыт: «Какая температура у воды, льда, пара?»
Воспитатель: когда мы произносим слова «тепло», «холодно», «горячо», что мы имеем в виду?
Ответы детей: (температуру)
Воспитатель: Ребята давайте послушаем рассказ Наураши о температуре.
Воспитатель: А знакомо ли вам слово термометр?
Ответы детей:
Что такое термометр?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, термометр - это специальный точный прибор для измерения температуры.
Наураша рассказывает о понятии «градус», «шкала», «столбик термометра».
Воспитатель: Что интересного мы узнали от Наураши?
Каким прибором измеряют температуру?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру воздуха и воды?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Ребята вас на столах лежат карточки с изображением термометров расскажите о них (дети рассказывают каким термометром измеряется вода,воздух) Вывод совместный воспитателя и детей: мы выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру воздуха, воды нельзя.
Воспитатель: Давайте посмотрим,что нам предложит Наураша.
Воспитатель: В нашей научной лаборатории есть прибор в виде божьей коровки. Он обладает разными способностями чувствовать окружающий мир. На конце провода - «усика» у прибора находится датчик измерения температуры, а результаты измерения нам покажет на экране компьютера Наураша. С его помощью этого датчика мы будем проводить опыты по измерению температуры.
Измерим температуру воздуха в группе с помощью цифрового датчика «божья коровка», удерживаем индикатор в руке и ждём показаний термометра, температуру за окном,температуру тела.
Опыт: измерение температуры воды
Воспитатель: Наураша предлагает «Мокрое задание» Наураша (в лаборатории выбран режим свободного измерения)
Измерим температуру в синем стакане.
На столе два стакана для измерения воды. Датчик опускаем в стакан с холодной водой. (команда в синих браслетах проводит опыт с датчиком «божья коровка» команды в зеленых и желтых браслетах следят за движением жидкости термометра на экране).
Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке? (Она поднимается выше нуля, но столбик низкий). Почему так происходит?
Измерим температуру в красном стакане.
Наливаем из термоса в стакан с красным кругом тёплую воду, опускаем датчик и определяем температуру тёплой воды, (команда в желтых браслетах проводит опыт с датчиком «божья коровка» в зеленых и синих браслетах следят за движением жидкости термометра на экране).
Почему так происходит?
Делаем вывод. Что показывает термометр на экране? (температура поднимается выше нуля и столбик высокий). Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь запомнить. Наураша (в лаборатории выбран режим свободного измерения)
Что такое ноль градусов?
Воспитатель: ребята давайте попросим Наурашу рассказать про лед (Наураша рассказывает про лёд)
Воспитатель: Что такое 0 градусов? (0 градусов – это граница между теплом и холодом). Воспитатель: Когда замерзает вода? (когда температура опускается ниже 0)
Итог подводит Наураша.
Если на термометре ровно 0 градусов, какие осадки выпадут снег или дождь.
Воспитатель: предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Капельки прыг -прыг» музыка и слова Е. Аронова. Капельки» (музыкальная игра)
1. С неба капельки летели, (дети бегают)
В ручейки попасть хотели,
И захватывая дух,
Капельки упали - бух! (присели)
Припев (2 раза) : Капельки - прыг-прыг, (прыгают)
Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)
Капельки - топ-топ-топ-топ. (маршируют)
2. (бегут) С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки.
Воспитатель: ребята давайте посмотрим, что нам предложит Наураша (в лаборатории выбран режим свободного измерения)
Опыт: Эксперимент со льдом, горячей водой.
Воспитатель: Ребята, что произойдёт с холодной водой в стакане, если я брошу туда лёд?
Гипотеза детей: при добавлении льда в стакан с холодной водой, температура в стакане понизиться.
Воспитатель: измерим температуру в синем стакане (команда в зеленых браслетах проводит опыт с датчиком «божья коровка», команды в синих и желтых браслетах следят за движением жидкости термометра на экране).
Добавим в стакан с холодной водой несколько окрашенных кубиков льда и снова измерим температуру (команда в желтых браслетах проводит опыт с датчиком «божья коровка», команды в синих и зеленых браслетах следят за движением жидкости термометра на экране).
Дети измеряют температуру воды в стакане со льдом и сообщают воспитателю показание термометра, рассказывают.
Вывод детей: вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т. к. вода теплее льда.
Ребята давайте попросим Наурашу рассказать, нам о кипении воды.
Опыт:. Кипение воды
Воспитатель: Вода кипит, при какой температуре? Это легко заметить и как? Вода кипит при температуре 100 градусов, превращается в пар.
Измерим температуру воды в красном стакане (горячая вода).
Принцип работы водопроводного крана (рассказывает Наураша) : в водопроводном кране холодная и горячая вода смешивается и получается теплая вода.
Вывод: чтобы получить воду горячее, нужно какой воды добавить? (Горячей) Воспитатель: Правильно! Смешаем холодную и горячую воду, измерим температуру получившейся воды!
Понятие «комфортной температуры» Ребята, как вы себя чувствуете? Вам не холодно? Не жарко? Сейчас в нашей лаборатории комфортная температура. Давайте еще раз измерим температуру в воздуха в лаборатории.
Дети совместно с воспитателем проводят измерение с помощью датчика «божья коровка».
Что такое комфортная температура?
Предполагаемые ответы дет мы себя хорошо чувствуем – не холодно, не жарко. И при этом нам не нужно надевать на себя много одежды.)
Как вы думаете, для всех ли подходит такая температура воздуха?
Гипотеза воспитателя и детей: такая температура комфортна для тех, кто привык жить и находиться в помещении, а для тех живых существ, которые живут на улице, в воде, на севере или, наоборот, в жарких странах не подойдёт. Для них комфортная температура будет иной.
Гимнастика для глаз
«Отдыхалочка»
Мы экспериментировали, наблюдали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Давайте попробуем подобрать для рыбки комфортную температуру.
1) Нальём в стакан холодную воду, измерим её температуру (ребенок из команды зеленых браслетов проводит опыт с датчиком «божья коровка»).
2) Нальём в другой стакан горячую воду, измерим её температуру (ребенок из команды синих браслетов проводит опыт с датчиком «божья коровка»).
3) Смешаем воду и попробуем путем измерений подобрать комфортную температуру для рыбки (ребенок из команды желтых браслетов проводит опыт с датчиком «божья коровка»). Как вы думаете, такая температура воды будет для вас комфортной? Сможете ли вы в ней купаться и плавать? (нужно сделать немного теплее)
4) Добавим в стакан ещё немного горячей воды, сделаем комфортную температуру воды для себя.
Какой же вывод можно сделать?
Вывод совместный: комфортная температура воды для рыб не будет комфортной для человека.
Людям нужна вода на несколько градусов выше.
Итог : Что интересного мы узнали от Наураши?
Игра: «Разложи не ошибись»
Дети раскладывают картинки с изображением воды в разных состояниях (твердая лед, снег команда в зеленых браслетах проводит опыт с датчиком «божья коровка», команды в синих и желтых браслетах следят за движением жидкости термометра на экране).
Сегодня мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? (Холодной, горячей воды, льда)
Ребята если вам легко было работать в лаборатории у Наураши, то возьмите капельку синего цвета, были затруднения – капельку серого цвета и прикрепите их на коврографе «Фиолетовый лес». Дети делают выбор.
Воспитатель: Спасибо! На этом наша опытническая деятельность закончена, до новых встреч в нашей научной цифровой лаборатории.
Дидактическая игра: “Где спряталась вода”
– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода. Картинки: дерево растущее – стол или стул деревянный; лед – песочная гора; сосулька – кирпич, снежная гора – санки; арбуз – топор; ледяной городок – детская горка; человек – кукла; морковка – ножик; цветы на клумбе – аппликация с цветами; кипящий чайник – половник; облако – солнце; снежная баба – сумка (ответы детей).
НАУРАША. Опытно-экспериментальная часть
Воспитатель совместно с детьми по заданию Наураши проводит опыты :
• Измерить температуру воды с синем стакане (холодная вода)
• Вода кипит при температуре 100 градусов – это легко заметить – как? (превращается в пар)
Измерить температуру воды в красном стакане (горячая вода)
Необходимо обратить внимание детей на осторожное обращение с горячими жидкостями.
• – Ребята, а как получить лёд дома?
- Правильно, воду можно заморозить в холодильнике. Я налила воду в контейнеры и поставила в морозилку – то место в холодильнике, где температура очень низкая со знаком «-», вода замерзла.
- Вода замерзает при температуре ниже 0 градусов
Измерить температуру льда
Лёд нужно положить в прозрачный стакан. Понаблюдать с детьми сквозь прозрачные стенки стакана, как лёд тает.
Измерить температуру воды в стакане со льдом
- Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
- Молодцы, ребята! Садитесь на свои места продолжим нашу работу.
• -Что такое 0 градусов? 0 градусов – это граница между теплом и холодом. Найдите на уличном термометре положение 0 градусов, найдите 0 на термометре лаборатории.
Налить в стаканчик холодной воды из-под крана, измерить её температуру, затем добавить в стакан несколько кубиков льда и снова измерить температуру.
Вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т. к. вода теплее льда.
• Эксперимент с горячей водой
Измерить температуру горячей воды – 60 градусов.
ИТОГ
- Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? (Холодной, горячей воды, льда)
- Какой вывод можно сделать? ….)
- Показатели температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда – ниже 0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура.
-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.