Ольга Байкина
Итоговое мероприятие по обучению грамотности дошкольников в подготовительной группе «В поисках школьных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Способствовать формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности;
Развивать внимание, логическое мышление, воображение и речь детей;
Систематизировать и уточнять математические представления:
- закреплять умение считать в пределах 20;
- закреплять умение определять отношения между числами;
- упражнять в решении примеров и составлении простых арифметических задач;
- продолжать овладевать ориентировкой на листе бумаги и в пространстве;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
Способствовать формированию грамматически правильной речи :
Публикация «Итоговое мероприятие по обучению грамотности дошкольников в подготовительной группе „В поисках школьных наук“» размещена в разделах
- поддерживать желание говорить правильно;
- побуждать желание произвольно строить предложения разной грамматической структуры;
- закреплять навыки звукового анализа слов и деления слов на слоги;
- закреплять знания о звуках.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Показывает колокольчик). Казалось бы простой колокольчик, но на самом деле он волшебный. Скоро он вас позовёт в школу. В школе вы получите много знаний. А какие знания могут быть без наук? Итак, начинаем парад школьных наук.
Странно! А где же школьные науки? Ребята, вы их не видели?
Дети: Нет!
Воспитатель: Наверное, с ними что-то случилось. Что же делать?
Входят Отличница и Двоечник.
Двоечник: А завтра уроков не будет!
Отличница: Почему?
Двоечник: Да потому, что все науки спрятал злой волшебник в замке. А без них какое же учение? Так что, ребята не пойдут в школу, а у нас начались каникулы! Ура!
Воспитатель: Что – ты, что – ты, тогда ребята многого не узнают, останутся неграмотными или будут двоечниками, как ты.
Двоечник: Ну и что! А быть двоечником хорошо. Вот она – (показывает на отличницу) – отличница, много времени тратит на уроки, чтение книг, телевизор смотрит мало, на компьютере играть совсем времени не остаётся, а там такие игры! А я – двоечник! У меня на всё времени хватает. Ведь уроки учить не надо!
Воспитатель: А давай – ка мы спросим у ребят… Кто хочет быть двоечником, чтобы ничего не знать, поднимите руки. А кто хочет быть отличником, научиться красиво писать, быстро читать, ловко считать? А ты говоришь, двоечником быть хорошо. Но ребята с тобой не согласны. Они и сейчас уже многое умеют и помогут спасти науки. Поможете, ребята?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Конечно, мы поможем освободить школьные науки. Ведь без них мы никак не обойдёмся в школе. Но вы знаете, злой волшебник придумал так много заданий и, чтобы побыстрее справиться, мы разделимся на две команды. Итак, по порядку рассчитайтесь! (1-20). Чётные номера два шага вперёд! Чётные номера будут командой математиков, нечётные - грамотеев.
Ребё нок: Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не может подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки играть не смогут ребята.
Ребё нок: Вот и пришёл наш черёд-
Ученье в дорогу зовёт.
Будем мы грамотеи!
Давай заниматься скорее!
Пусть узнает белый свет,
Что лучше грамматики ничего нет!
Воспитатель: Ребята, а задания и карта находятся на столах. Поэтому, давайте, пройдём на свои места, чтобы побыстрее отправиться в путешествие. Но вход не простой – нужно пройти через волшебные ворота. Для этого необходимо составить цепочку слов.
Двоечник и Отличница делают ворота.
Д/и «Цепочка слов»
( Примерная цепочка: май-мак-рак-лак-лук-сук-суп-суд-сад-сам-сама-мама-Маша-каша-наша-Саша-Даша-дама-Кама - рама)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Итак, наше первое задание, будьте очень внимательными.
Ребята из команды математиков посмотрите, перед вами карта Школяндии. Злой волшебник спрятал школьные науки в замке. Как вы думаете, долгий нам путь предстоит? А как можно узнать?
Дети: С помощью линейки измерить.
Воспитатель: Правильно, результаты измерения запишите в кружочки. (Дети из команды математиков берут карту и садятся за столы, с помощью линейки и карандаша измеряют расстояние, сравнивают его).
Воспитатель: А пока команда математиков рассматривают карту Школяндии, команде грамотеев тоже предстоит выполнить трудное задание: отгадать слова, которые заколдовал волшебник.
Д/и «Какой звук лишний?».
(На столах карточки с буквами, дети обводят карандашом лишний гласный или согласный звук).
О У П А Р С Т О М З К И
Воспитатель: Молодцы, ребята. С заданием справились, потому что вы научились видеть буквы и слышать звуки.
Дети: Буквы мы видим, а звуки слышим.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о гласных звуках?
Ребё нок: Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт,
Звук получается гласный.
Воспитатель: Кто расскажет о согласных звуках?
Ребё нок: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с- змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш- шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж- жуки в саду жужжат,
Р-р-р- моторы тарахтят. Воспитатель: - Что умеют делать гласные звуки? (петь).
– А согласные умеют петь? Почему?
– Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие).
Молодцы!
Воспитатель: А что же выяснили математики? Какой путь длиннее?
- Какой путь короче?
- Почему?
-Как вы думаете по какой дорожке будет идти удобнее? (От Пустыни Двоечников до Долины переменка. Почему? Она шире, остальных дорожек.)
-Как вы думаете в какой башне волшебник спрятал школьные науки?
(В третьей башне – Она самая высокая.) Почему?
- Ребята, а где на карте находится Долина Переменки?
- Мост знаний?
Вот какой длинный путь нам нужно пройти. Итак – в путь!
Воспитатель: А вот и волшебная страна, только дверь заколдована, а открыть её можно решив примеры, написанные на этой двери.
Д/и «Найди ответ».
3+1 1+5 5-1 10-1 7-2
9+1 6+2 5-3 4+3 5+5
(У математиков в руках карточки с примерами, у грамотеев – с ответами).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Дверь в волшебную страну открылась, и мы очутились в пустыне двоечников. Раньше здесь был зелёный лес, а двоечники поломали все деревья, оборвали все цветы, вытоптали траву и превратилась зелёная лужайка в пустыню. А для того, чтобы выбраться из пустыни нам нужно выполнить задания, которые украсят пустыни:
Воспитатель: Команда грамотеев выполнит звуковой анализ слов «лиса», «луна» (один ребёнок у доски).
Воспитатель: А команда математиков украсит пустыню разноцветными узорами. Но узоры рассыпались на мелкие части, сможете вы их соединить? Посмотрим, что из этого получится?
(Ребята работают самостоятельно, затем вместе с воспитателем делаю проверку)
Воспитатель: - Какой первый звук в слове «лиса»?
- Он гласный или согласный? (Согласный).
- Мягкий или твёрдый? (Мягкий).
- Какой фишкой обозначаем? (Зелёной).
- Второй звук какой? (Гласный, обозначаем красной фишкой).
- Назовите третий звук. («с»- согласный, твёрдый, обозначаем синей
фишкой).
- Назовите четвёртый звук. («а»- гласный, обозначаем красной фишкой).
- На какой звук падает ударение? Обозначьте ударный звук.
Сколько слогов в слове «лиса»? (два). Назовите первый слог, второй слог.
Молодцы, лужайка начала оживать: лиса уже прибежала и вернуться другие звери и птицы.
Воспитатель: Команда грамотеев оживила лужайку, а математики ее украсили. (Рассматривают фигуры)
- Какая фигура получилась? (Круг)
- Из сколько частей состоит круг?
- Что больше часть или целое?
- А это какая фигура? Почему квадрат?
- А еще какие фигуры получились? (Овал, прямоугольник)
- Значит целое состоит из. (частей, а части можно соединить. (в целое).
Воспитатель: Молодцы, сумели выполнить все задания. Пустыня осталась позади. А где же мы очутились? Это – долина. А как она называется. Вы сами отгадаете.
Двоечник: Что всего милее?
В хлебе – горбушка,
В капусте – кочерыжка,
В молоке – пенка,
А в школе – (переменка).
Воспитатель: Мы с вами в долине «Переменка». А на переменке что обычно делают?
Двоечник: Дерутся!
Отличница: Жалуются учителю.
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете?
Дети: Играют.
Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру «Соседи чисел».
Д/и «Соседи чисел».
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. А вот и «Мост Знаний». Чтобы его перейти, нужно придумать и решить задачи.
-Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
Дети с помощью пазл составляют задачу: придумывают условие, вопрос, затем решают, дают ответ.
Воспитатель: Молодцы! Мы прошли по мосту знаний. Ой, куда мы попали! Сыро, лягушки квакают. (кваканье лягушек в записи).
Двоечник: Наверное, мы на Северном Полюсе. Правильно, ребята?
Дети: Нет!
Отличница: Нет, мы в болоте. Но как отсюда выбраться? (Появляется Кикимора)
Кикимора: Отсюда никто ещё не выбирался. Чего уставились? Кикимору не видели? Кикимора - моё имя, а фамилия - Болотная. Болото – это лень. А вы ведь ленивые ребята?
Дети: Нет.
Кикимора: А я сейчас проверю. Вы знаете, каким годом объявлен этот год?
Дети: Годом литературы.
Кикимора: Посмотрим, как вы знакомы с книгами.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Дети: «Сказка о Царе Салтане», А. С. Пушкин.
Кикимора: Чего тебе надобно, старче?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин.
Кикимора: Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?
Дети: Сказка «Царевна - лягушка».
Кикимора: И правда они всё знают. Что же придумать потруднее? У меня есть космический аппарат, с заданиями которого вы ни за что не справитесь!
Воспитатель: А вот посмотрим. Ребята садитесь на свои места, покажем Кикиморе как мы работаем.
(Дети по подгруппам выполняют задания с учебно- игровым пособием «Логико- малыш»).
1. Подбери пары слов с одинаковым первым слогом.
2. Назови слова, сходные по звучанию.
Кикимора: Молодцы, правильно выполнили задание. Ой, уморилась я, пора и поспать. (Засыпает).
Воспитатель: Ребята, давайте потихоньку выбираться отсюда по болотным кочкам, но сначала их нужно расколдовать. Что растёт на болотах?
Дети: Клюква.
Воспитатель: Какой сок получиться из клюквы?
Дети: Клюквенный.
Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами приготовим соки из фруктов, овощей и ягод. Грамотеи будут называть фрукты, овощи и ягоды, а математики скажут, какой же получиться сок. ( Примерные слова: малина- малиновый, яблок – яблочный, абрикос- абрикосовый, помидор- томатный, картофель- картофельный, морковь- морковный, апельсин- апельсиновый, клубника- клубничный, тыква- тыквенный, лимон- лимонный).
Д/И «Из чего сок?»
Воспитатель: А вот и замок, а на нём замок, не простой, а с цифровым кодом. Чтобы его открыть, нужно выполнить следующее задание: математический диктант «ключ».
Математический диктант «Ключ»
Воспитатель: Что вы вас получилось?
Дети: Ключ.
Воспитатель: Ребята, у нас всё получилось. Мы освободили науки из плена. (Выходят дети с учебниками в руках).
Математика: Математика сложна, но скажу с почтеньем,
Математика нужна всем без исключенья.
Русский язык: Я слышал, что звали вы русский язык и добром вспоминали.
Вот и решил навестить я ребят, думаю, каждый будет мне рад.
Литература: Чтоб нести в народ культуру, надо знать литературу.
Книги мудрые читать, мир духовный развивать.
Все науки : Спасибо, ребята, что вы выручили нас!
Отличница: Мы отвечаем дружно, и здесь сомнений нет:
Сегодня стала дружба владычицей побед!
Двоечник: Я обещаю исправиться, буду учить уроки, стану примерным учеником. И все ребята будут со мной дружить!
Отличница: А я ему помогу.
Воспитатель: Ребята, возьмите себе на память КАРТЫ ШКОЛЯНДИИ, будете вспоминать о наших приключениях!
В исполнении всех детей звучит песня «Чему учат в школе».