Светлана Матвеева
«Логопедическая ритмика». Итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки
▼ Скачать + Заказать документы
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе профессиональной переподготовки
«Учитель-логопед в соответствии с ФГОС
на тему:
Автор работы : Слушатель Матвеева Светлана Алексеевна
Подпись___
Волгоград2024
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «„Логопедическая ритмика“, Итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Речь – это вид деятельности, требующий развития слуховых и зрительных функций, а также моторики. Для правильного произнесения звука ребенок должен воспроизвести артикуляционный рисунок, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть скоординированы в его работе ( СНОСКА:По данным П. Я. Гальперина, Ф. И. Фрадкиной, Е. Ф. Архиповой)
И. М. Сеченов писал, что «… всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам и является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание
1. Возникновение и развитие ритмики и логоритмики
В начале 20-го века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием "метода ритмической гимнастики". Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865 – 1950).
Э. Жак-Далькроз преподавал в Женевской консерватории. Его поразила неритмичность учеников. Далькроз считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хороший ритм. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и "культивировать ритмическое чувство само по себе". Регулятором движения Далькроз сделал музыку. Ученики должны упражняться в координации своих движений с движениями музыки, поскольку именно в музыке имеется идеальный образец организованного движения. Согласованность с музыкой такова, что движения выполняются на метрической основе, в отличие от ритмической. Метрические упражнения Далькроз чередовал или объединял в сложный комплекс движения – метрические движения.
Он дал следующее определение качественному различию метра и ритма : "Такт (как известно, такт и метр понятия почти тождественные) есть некая одинаковость, в которую может быть заключено богатое разнообразие. А ритм и есть то разнообразие, которое заключено в одинаковость".
В 1909 г. Вольф Дорн, член Германской социалистической рабочей партии, известный спортсмен-альпинист, предложил Далькрозу возглавить Институт музыки и ритма в Хеллерау. В старших группах которого, затем стали вводиться задания пластически экспрессивные; своего рода этюды, предназначенные для передачи в движении эмоционально-образного содержания музыки.
Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер. Н. Г. Александрова подчеркнула важность ритмического воспитания в школе, которое должно вестись на основе тесного соединения ритма и музыки. Она ставила ритмику в центр области соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, указывая, что ритмика стягивает в себе в сгущенном виде ритмические моменты каждой из перечисленных областей, освещала и лечебное значение занятий по ритмике.
С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной ритмики в этот процесс и ее адаптации в зависимости от речевого нарушения.
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом будет являться предметом.
Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций, а также адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики :
- оздоровительные;
- образовательные (познавательные);
- воспитательные;
- коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Решение образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией. Решение воспитательных задач содействует:
- развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии сданным образом, т. е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
- воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
Все эти задачи решаются в зависимости от типа специального учреждения: речевой детский сад; речевая группа при массовом детском саде, при детском доме — дошкольном, школьном; логопедический пункт при массовой общеобразовательной школе; логопедический кабинет в детской, взрослой поликлиниках, в психоневрологическом диспансере; стационар, полустационар, санаторий.
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Дидактические принципы:
- принцип систематичности (последовательное изложение материала, использование различных вариантов упражнений, поэтапность и обоснованность использования материала);
- принцип сознательности и активности (проявление активного и осознанного отношения ребенка к деятельности; к детской активности побуждает эмоциональностью, музыкальная образность, разнообразие игр, игровых упражнений, приемов);
- принцип наглядности (реализуется с помощью наглядного показа движения, иллюстраций, образное слово помогает представить детям определенный образ);
- принцип доступности и индивидуализации (учитывается возраст детей их индивидуальные особенности).
Специфические принципы:
- принцип развития (необходимо учитывать индивидуальные возможности развития личности ребенка);
- принцип всестороннего воздействия (логоритмические упражнения оказывают влияние на весь организм ребенка);
- принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка);
- принцип комплексности (совокупность воздействия разными средствами).
Методы используемые налогоритмических занятиях :
- наглядные;
- словесные;
- практические
Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.
Так, при обучении движению используются различные приемы:
а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т. п.);
б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.
в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня.
При словесном методе используются следующие приемы:
а) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;
б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
в) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;
г) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;
д) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п. ;
е) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики.
ж) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;
з) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Разновидностями практических методов являются игровой и соревновательный методы.
Игровой - наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.
Соревновательный - используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма.
Исходя из этих принципов и общих задач логоритмики, учитывая особенности (характер нарушения) ребенка и его возраст, личностные характеристики, зависит структура построения коррекционного воздействия.
В детском саду уже с младшей группы можно использовать элементы логоритмики. У детей младшего дошкольного возраста находят эмоциональный отклик двигательные упражнения, танцевально-ритмические игры подражательного характера, упражнения на развитие общей моторики, развитие мышечно-двигательной и координационной сферы, что соответствует возрастному желанию детей быть в постоянном движении, их желанию подражать животным и знакомым сказочным персонажам.
Игры могут проводиться без музыкального сопровождения или под магнитофон, поэтому воспитатель может проводить такие игры в группе. Постепенно происходит усложнение логоритмических задач.
В средней группе необходимо добавить и усложнить пальчиковые игры, включить игры — массажи, а также игры на дыхание, упражнения на мимику.
Для детей старшей группы особый интерес представляют сказки-шумелки, с помощью музыкальных инструментов, любыми подручными «звучащими» средствами (бумага, карандаш, тарелка) можно озвучивать любую короткую сказку, у детей такие сказки развивают слуховое восприятие, слуховую память, способствуют развитию воображения, фантазии, формированию навыков сотворчества и сотрудничества и пользуются у них особой популярностью. Постановка и обыгрывание сказки требует минимум подготовки. Такие сказки можно использовать в досуговых мероприятиях с детьми и родителями. Сказки-шумелки хорошо обыгрываются родителями в качестве сюрпризного момента для своих детей, проводятся экспромтом и приносят эмоциональное удовольствие детям. Задачи подготовительной группы последовательно усложняются. Очень важно с дошкольного возраста вводить ребенка в мир русского языка. Русский язык обладает сложной звуковой системой. Умение детьми проводить звуковой анализ слова, выделять порядок звуков в слове и предложение из речи, хорошая дикция — является базой для развития грамотного письма в школе. В создание звукового слухового и зрительного образа, в развитие артикуляционного аппарата, укрепление мышц языка, нижней челюсти и губ — помогает логоритмика.
В логоритмику входит :
- артикуляционная гимнастика;
- вокально-артикуляционные упражнения;
- чистоговорки для автоматизации дифференциации звуков;
-фонопедические упражнения.
Работа над звуком и дыханием один из способов формирования предпосылок для выработки речевого дыхания и интонационной выразительности речи. Таким образом, логоритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Способствует преодолению разнообразных речевых расстройств; развивает неречевые процессы — координацию движений, правильное дыхание, музыкальность; способствует развитию: эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря, мелкой моторики, речи, общему физическому развитию. Она соответствует требованиям ФГОС. И главное — логоритмикаинтересна и детям, и педагогам.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛОГОРИТМИКОЙ
1. Методика логоритмики основана на подражании. Все упражнения построены по одному принципу: ребенок повторяет движения и текст за взрослым. Ребенку не нужно специально заучивать текстовый материал, он будет запоминаеть его от занятия к занятию, постепенно. На первых занятиях взрослый читает текст и побуждает малыша повторить его. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Как только он начинает повторять все фразы без ошибок и в правильном ритме, ему позволяют проявлять инициативу.
2. Результаты занятий появляются не сразу. Логоритмикой занимаются не менее 2-х раз в неделю примерно по 25-30 минут, а если ребенок заикается – около 4 раз.
3. Логоритмику проводят весело и увлекательно. Ребенок должен получать от каждого занятия положительные эмоции. Во время упражнений обязательно нужно использовать игрушки, картинки, яркие костюмы,которые не сковывают свободу движений, куклы, куклы-рукавички, деревянные ложки или палочки, кубики, кольца от пирамидки, колокольчики, бубны, погремушки, разные мячи, флажки.
4. Упражнения нужно повторять до тех пор, пока ребенок не овладеет ими в совершенстве. Если малыш не может справиться с каким-то движением или текстом, этот элемент упражнений на время убирают из программы занятий, но потом обязательно возвращают.
5. Важно внимательно относиться к подбору музыки. Для логоритмики подходят и веселые детские песенки, и фрагменты классических произведений, и записи звуков природы.
6. Программа должна подстраиваться под ребенка. Можно и нужно менять продолжительность занятий, состав упражнений с учетом индивидуальных особенностей малыша. Фантазия педагога не ограничивается ничем, кроме требования соблюдать единство речи, музыки, и движения.
7. Речевые упражнения выполняются с максимальной тщательностью. Стихотворения проговаривают так, чтобы малышу было легко подстроить движения ног, рук, туловища под ритм речи. Важно придерживаться правильной последовательности действий: сначала ребенок смотрит на действие в исполнении взрослого, затем повторяет его вместе со специалистом и только потом делает самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.
8. Педагог должен быть терпеливым. Не расстраиваться или сердиться, если у ребенка что-то не выходит – он может замкнуться и потерять интерес к занятиям. Не бросать начатое, как бы сложно не приходилось поначалу. Это правило важно учитывать и родителям – не стоит требовать от ребенка и от специалиста мгновенных результатов
Заключение
Логопедическая ритмика, является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие.
В результате использования логоритмики у детей с нарушением речи прослеживается положительная динамика речевого развития. Как показывает практика, систематические занятия логоритмикой, проводимые с эмоциональным подъемом и увлечением, способствуют коррекции и дальнейшему развитию двигательной активности ребенка, содействуя устранению речевых нарушений, совершенствованию сенсорных способностей детей с речевыми недостатками.
Кроме того, логоритмические упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию. У детей развивается слуховое внимание и слуховая память, а также активизируется мозговая деятельность.
Ну а внимательное и доброжелательное отношение к каждому ребенку - это залог успешной работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М. : АСТ, 2008. - 60 с.
2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. – СПб. : КАРО, 2005. – 176 с.
3. 2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – М. : Владос, 2003. – 272 с
4. Волкова. Г. А., Логопедическая ритмика : Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М, 1985.
5. Волкова Г. А. ,Логоритмическое воспитание детей с дислалией (Методические разработки к проведению коррекционных занятий). - СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма»,1993.
6. Иванова, Ю. В. Необходимость логоритмических занятий при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / Ю. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 780-782. — URL : https://moluch.ru/archive/108/25996/
7. Малахова, Ю. Ц. Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста / Ю. Ц. Малахова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 206-208. — URL : https://moluch.ru/archive/296/67217/
8. https://www.defectologiya.pro/biblioteka/
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Иванова, Ю. В. Необходимость логоритмических занятий при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / Ю. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 780-782. — URL : https://moluch.ru/archive/108/25996/ ( дата обращения: 18.02.2024).
основная часть: изложение материала; заключение; библиографический список. введение; основная часть: изложение материала; заключение; библиографический список.