Виктория
Консультация для педагогов. Использование технологии «Палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов. Использование технологии «Палочки Кюизенера» в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Ключевым фактором успешного обучения в школе в современном обществе является правильно развитая и грамотная речь ребенка. Проблемы с речевым развитием могут привести к снижению эмоциональной и волевой активности, а также познавательной активности, что, в свою очередь, создает серьезные трудности в учебе.
Современных детей трудно удивить, поэтому логопеду нужно будет иметь разнообразные наглядные материалы, которые смогут привлечь ребенка и способствовать более эффективному речевому развитию.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кюизенер Д. Палочки Кюизенера
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Помимо классических методов логопедической работы, мы активно внедряем различные образовательные спецтехнологии в коррекционный процесс, чтобы повысить его эффективность. Использование инновационных спецтехнологий увеличивает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях. В собственной практике мы применяем нетрадиционное для логопедии дидактическое средство – палочки Кюизенера, которые чаще используются дефектологами и психологами.
Эти палочки были разработаны бельгийским учителем начальных классов Джорджем Кюизенером (1891 – 1976) как многофункциональный дидактический материал для развития математических способностей у детей в возрасте от 1 до 7 лет. С поддержкой палочек Кюизенера дети по всему миру с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память и изучают основы геометрии, сопоставляя величины, формы, объемы и цвета. Палочки Кюизенера предполагают собой пластиковые разноцветные брусочки (призмы) различной длины и имеют все шансы использоваться не только для формирования элементарных математических представлений, но и в иных областях.
Одной из главных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является развитие фонематического слуха и восприятия. В ходе своих исследований Левина Р. Е. пришла к выводу, что для ребят с общим недоразвитием речи (ОНР) различных уровней (первого, второго или третьего) полноценное освоение фонетической стороны речи и верного произношения возможно лишь при условии, что ребенок овладел умениями фонематического анализа слова. Основой этого анализа считается хорошо развитое фонематическое
восприятие.
У детей с ОНР мыслительные задачи находят решение преимущественно с помощью внешних средств, и наглядный материал усваивается получше, чем вербальный (по данным Леонтьева А. Н.).
Палочки Кюизенера могут быть по-разному использованы в различных формах логопедической работы, например:
- воспроизведение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил врач;
- продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка – слог СА, синяя – слог СЫ).
Работая с палочками, дети выполняют многообразные речевые упражнения: произносят слоги, слова и предложения, именуют части предметов, занимаются отработкой грамматики и лексики, автоматизируют звуки речи, а вдобавок формируют навыки произношения слов с различной звукослоговой структурой.
В своей практике для развития речи детей можно применять палочки при сравнении прилагательных: длинный, длиннее, самый длиннущий; короткий, короче, самый короткий.
У детей увеличивается лексикографический запас. Они учатся классифицировать предметы по их характеристикам, что способствует становлению понимания обобщающих значений слов.
Также у детей складывается грамматическая структура речи. Освоение концепции множественного числа помогает им увидеть, как изменяются существительные: одна синяя палочка, много синих палочек. Они обучаются согласованию по родам, числам и падежам, например, между существительными и числительными: одна красная палочка, две красные палочки. Дети начинают понимать простые предлоги (к, за, с, около, у, в) и пространственные предлоги (рядом, через, возле, над, неподалеку) и учатся правильно их использовать. У них развивается способность составлять обычные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В процессе речевого развития применяются палочки в предметно-схематических моделях, что помогает формировать представления о слове и предложении, даже без знания букв можно создать предложение. Графические схемы могут помочь детям осознать границы слов в предложении. При подготовке к обучению грамоте палочки применяются для конструирования букв, деления слов на слоги, выделения ударного слога и звукового разбора слов.
Некоторые варианты упражнений с палочками Кюизенера:
1) Игровой урок «Баклажан-лимон».
Задача: автоматизировать произношение звуков Л и Ль в словах, обучая ребят выкладывать палочки в заданной последовательности, следуя определённой обоснованности.
Например: желтая палочка (лимон) – фиолетовая палочка (овощ) и так далее.
2) Игровое задание «Повтори за мной».
Задача: автоматизация звуков в слогах и словах, физическое развитие чувства ритма, отработка различных слоговых структур.
Описание игры: доктор выкладывает перед ребенком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, которая обозначает само слово.
Инструкция: «Повторяй за мной слоги и слова, нажимая на определенную палочку». Примеры: СА-СА – САНИ, СА-СА-СА – САПОГИ.
3) Игровое задание «Найди букву».
Задача: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и пространственных представлений.
Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и собери её из палочек на квадрате».
Таким образом, мы решаем все задачи, связанные с речью: расширяем и активируем лексикографический запас, формируем грамматически правильную речь, развиваем культуру общения и обучаем ребят навыкам связного изложения мыслей.
При использовании палочек Кюизенера в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, главной целью является развитие всех компонентов речевой системы у дошкольников и создание условий для их успешной социальной адаптации.
В заключение, можно сказать, что, развивая способности детей с раннего возраста и применяя необычные и увлекательные материалы, мы вместе способствуем их интеллектуальному, речевому и познавательному развитию.