Новикова Наталья
Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи «Дикие животные нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Тема: «Дикие животные нашего края»
Составила:
Учитель-логопед: Новикова Н. В
Подготовили и провели НОД:
Учитель-логопед,
воспитатели, музыкальный руководитель,
дети подготовительной группы.
Интегрированные образовательные области:
Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи „Дикие животные нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель:
Вызвать у детей интерес к диким животным нашего края. Уточнить и систематизировать знания детей о животных. Продолжать развивать лексико-грамматические категории и связную речь.
Задачи
Образовательные:
Активизировать и развивать словарь по теме «Дикие животные нашего края»; Совершенствовать у детей грамматический строй речи:
- упражнять в употреблении существительных в род. падеже мн. числа;
- упражнять в образовании относительных прилагательных;
- согласовании существительных и прилагательных;
- уточнить значение пространственных предлогов и уметь употреблять их в речи;
- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать связную речь, учить детей составлять описательные рассказы с опорой на план.
Развивающие:
Развивать образное мышление детей, творческое воображение; Развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить;
Познакомить с интересными фактами из жизни животных, показать их уникальность;
Развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
Создавать положительный эмоциональный настрой;
Воспитывать любовь к животным, понимания их поведения и повадок;
Формировать интерес и бережное отношение к природе;
Воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полным ответом, внимательно слушать своих товарищей);
Формировать познавательный интерес, желание учиться.
Оборудование:
Постройка кормушки для белки, из мягких крупногабаритных модульных блоков;
Экран для презентации, компьютер;
Презентация «Дикие животные нашего края»;
Видео на экране «Паровоз Букашка» с песенкой паровозика.
Предметные картинки с изображением животных;
Искусственные елки, дерево, куст;
Игрушечные животные: заяц, лось, медведь, волк, еж, белка, лиса.
Диск с записями: «Звуки леса», музыка на выход Феи, Лисы.
Музыкальное сопровождение физкультминуток: «Детки по лесу гуляли», «На водопой»;
Схемы для составления предложений с предлогами: (см. приложение 1)
Схемы для составления описательных рассказов Т. А. Ткаченко (Формат А-3).
Предварительная работа:
- подбор иллюстрированного материала по теме: «Животные наших лесов»;
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок по теме;
- беседы о бережном отношении к природе и животным нашего края;
- просмотр слайдов на тему: «Животные и их жилища»;
- дидактические игры: «Угостим лесных зверей», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Один - много», «Посчитай до пяти», «Назови детенышей»; «Чей хвост, чья голова?», «Хищники и травоядные».
- сюжетно – ролевая игра: «Ветеринарная лечебница».
- продуктивная деятельность: лепка из пластилина «Дикие животные», оригами «Зайчики», рисование «Дикие животные леса», оформление выставки: «Животные леса»;
- работа с родителями: рекомендации посетить с детьми Московский зоопарк, Зоологический музей, создание родителями альбома «Эти интересные животные»;
- знакомство со схемами для составления предложений с предлогами; - знакомство с картинно-графическими планами рассказов, с каждым условным обозначением.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Мы на занятиях много говорили о животных нашего края. И сегодня отправимся с вами в очередное путешествие. Но куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку! Город этот не пустой, он дремучий и густой. (Лес.)
2. Основная часть:
Отправление в лес.
- А как нам попасть в лес? (Ответы детей).
- Можно на машинах;
- на автобусе;
- надо сесть на электричку и уехать далеко от детского сада.
- Правильно. Но мы отправляемся путешествовать в сказочный лес. Поэтому я предлагаю поехать на поезде. А повезет нас сказочный паровоз «Букашка». Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Машинист даст гудок, и поезд поедет. Когда музыка замолкнет, поезд сразу же остановится. (Логопед назначает машиниста. Ребенок надевает шапочку «Букашки»).
Видео на экране «Паровоз Букашка». Звучит песенка паровозика.
/Дети изображают поезд с машинистом. Делают два круга по музыкальному залу/.
Внимание! Станция «Лесная». Это наша остановка. /Слайд смешанного леса/. Мы приехали в лес, садитесь на пенёчки (стульчики).
3. Релаксация (звуки леса)
- Ручки положите на коленочки, закрывайте глазки и прислушиваемся. Звучит музыка леса.
- Ребята, а что такое лес?
(Ответы детей.)
- Это дом для животных и растений;
- там много деревьев, цветов.
- Почему людям нравится быть в лесу?
- Красиво;
- чистый воздух, птицы поют… .
- Да, ребята, лес – чудесное место. Мы с вами в сказочном лесу. А сказочным он называется, потому что звери и птицы в нем умеют разговаривать.
4. Игра “Чего и кого много в лесу?” (Слайд леса с лесными обитателями).
Логопед: Ребята, скажите, чего много в лесу? Отвечаем полным предложением. (Ответы детей).
- В лесу много деревьев;
- грибов, ягод, кустов;
- травы, воздуха, растений;
- цветов, волков, лис, медведей).
- А как называют животных леса?
– Дикими животными. Да, в лесу много диких животных. А почему их называют дикими? - Потому что они живут в лесу и о них никто не заботится, они сами добывают себе пищу.
5. Игра “Дикие животные - какие они?”
Логопед: Давайте скажем несколько слов о диких животных. Какие они? (Ответы детей).
- Они могут быть злые и сердитые;
- хищные, травоядные;
- опасные, пугливые;
- маленькие, большие, сильные и т. д.
- Ребята, посмотрите, кто это к нам спешит? Кто пришел к нам в гости?
/Появляется Лесная фея. Взрослый в сказочном костюме/.
Фея: Здравствуйте ребята! Отгадайте кто я? (Ответы детей)
Я Лесная фея – покровительница и защитница любого леса. Понимаю язык всех животных и птиц. Я узнала, что вы скоро пойдете в школу. Значит вы уже многое знаете и умеете. Интересно, сможете ли вы отгадать загадки о лесных жителях?
6. Отгадывание загадок про животных наших лесов:
* Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь)
* Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (волк)
* Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? И стоит среди травы- уши больше головы? (заяц)
* Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. (лиса)
* Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки не одной. (ёж).
* Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица… (белка)
Фея: Какие вы все молодцы! Ребята, а вы знаете, чем питаются дикие животные? - Мясом, растениями. Правильно, существуют хищные животные, травоядные и всеядные.
Фея: Мы с вами поиграем в игру «Хищники и травоядные». Расставим животных к нужной схеме, по способу питания: хищники напротив косточки, травоядных напротив травы, а всеядные, где и косточка, и трава.
7. Игра «Хищники и травоядные». (Дети берут картинки животных и выкладывают к нужной схеме на мольберте). Проверяется правильность выполнения задания). -Каких животных называют травоядными? А каких хищными? А каких всеядными? (Ответы детей).
- Хищники – это животные, у которых острые зубы;
- хорошее чутье, чуткие уши, сильные лапы;
- это помогает им охотится на других животных;
- лиса, волк, рысь, медведь – хищники;
- травоядные – это животные, которые поедают растительную пищу;
- у них хорошо развиты челюсти, зубы приспособлены для растительной пищи;
- заяц, лось, бобр, олень – травоядные;
- медведь, белка, еж, кабан, куница – всеядные животные.
Фея: Следующее задание: на экране изображены части тела разных лесных животных, нужно определить чья голова нарисована, чей хвост (хвостик?
8. Д/и “Угадай, чей хвост? Чья голова?”
На слайде головы и хвосты лесных животных. Дети отвечают полным ответом. – это медвежья голова, медвежий хвост;
- это волчья голова, волчий хвост;
- это лисья голова, лисий хвост;
- это медвежья голова, медвежий хвост;
- это заячья голова, заячий хвост;
- это кабанья голова, кабаний хвост;
- это оленья голова, олений хвост;
- это лосиная голова, лосиный хвост.
Фея. Все верно. Вы молодцы. А сейчас немного отдохнем.
9. Физкультминутка «На водопой» /Музыкальное сопровождение/
Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)
За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)
За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)
За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)
Волчица вела за собою волчат (крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)
Дети садятся на стульчики.
Логопед. Ребята, к нам еще кто-то спешит.
Появляется Лиса. /Музыкальное сопровождение/
Лиса. (Взрослый в костюме лисы) Здравствуйте ребята! Узнали меня? Я Лиза лиса, всему лесу краса. Ой, все детеныши зверей лесных разбежались, попрятались. Помогите мне найти их. Только ловить их не нужно. Они испугаются. Ваша задача посмотреть, где прячется детеныши. И составить предложения по схемам. А мамы их потом быстро найдут.
10. Игра «Прятки».
Дети по очереди находят лесных детенышей (игрушки: медвежонок, бельчонок, лосенок, ежонок, волчонок, зайчонок). Составляют предложения с опорой на схемы.
Рыжий бельчонок сидит в дупле.
Серый волчонок прячется за елку.
Бурый медвежонок выглядывает из-за куста.
Длинноухий зайчонок прячется под кустом. И т. д.
Лиса. Спасибо ребята за помощь. Я бы без вас не справилась. А сейчас, давайте поиграем.
11. Физкультминутка «Детки по лесу гуляли» /Музыкальное сопровождение/.
Детки по лесу гуляли (шагают на месте)
За природой наблюдали (ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (тянут руки вверх)
И их лучики согрели (обнимают себя)
Вдруг навстречу волк идет (крадутся)
Хмуро смотрит, спинку гнет (выгибают спинки)
Мы волчишку обхитрим
На носочках побежим (бег на носочках)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились. (сели)
Воспитатель. Ребята, мы много говорили о диких животных. И о том, как в лесу им непросто жить. А вот зимой им приходится приспосабливаться к еще более трудным условиям. Например, белке надо наполнить свои кладовые запасами. А что еще ей необходимо сделать? (Ответы детей)
- Сменить рыжую шубку на серую.
Зайцу обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги. Для чего?
- Грызть твердую кору деревьев, убегать от лисы и волка.
-Как еще зайцы готовятся к зиме? (Ответы детей)
- Меняют цвет шерсти. Серую шубку на белую.
Давайте проведем эксперимент. Как вы думаете, если заяц не поменяет цвет и останется зимой серым, а летом наоборот, будет белым?
(Дети высказывают свои предположения). Давайте посмотрим.
11. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель демонстрирует модель маскировки. Демонстрируя по очереди фигурки белки и зайца то на фоне белой части модели, то на фоне пестрой.
Воспитатель. Вывод: Маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находиться на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).
12. Презентация
«Дикие животные наших лесов».
(Составление описательного рассказа с опорой на схемы).
Логопед. Продолжаем экскурсию. Здесь у экрана вы должны составить рассказ, о лесных животных. Рассказ будем составлять по схеме.
Дети по очереди рассказывают о том, какое животное изображено на экране по плану:
- название животного;
- жилище животного;
- кто у кого? (Животные и их детеныши);
- кто что ест?
Дети смотрят презентацию «Животные наших лесов» и рассказывают
по очереди.
(Оценка рассказов детей).
13. Итог:
Логопед. Наше путешествие в сказочный лес закончилось. Мы много узнали о жизни лесных животных. Что вам больше всего понравилось во время нашего путешествия? Что вы узнали нового? Кто к нам приходил в гости? (Ответы детей).
Подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
А нам пора в обратный путь. Вернитесь в свои вагончики. Отправляемся в свою группу. Внимание… (Звучит музыка).