Елена Кортункова
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ.
1.1. Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/ - мораль. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т. д. Л. А. Григорович дал следующее определение «нравственность» — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.
И. С. Марьенко обозначил «нравственность» — как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д.
«Нравственные нормы» — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В. И. Ядешко считает, что для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок может объяснить, почему норму необходимо соблюдать.
По мнению Р. С. Буре, в сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.
Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение.
Ряд исследователей таких как: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак — нравственное воспитание.
«Нравственное воспитание» — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает :
-формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
-ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
-превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
-формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
-формирование нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности — сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.
Нравственное сознание — активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Источник моральных привычек — в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки — это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек — это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — порождаемое ею нравственно — чувственное переживание — нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул — поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты. Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека.
При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом и формирование этого базиса продолжается в младшем школьном возрасте.
Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему). Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.
Потенциалы сказки имеют гораздо более художественный и образный смысл. Сказка и особенности ее восприятия детьми раннего возраста, влияет на формирование личности, это является предметом последовательности занимательных научных изучений (Аникин В. П., Большунова Н. Я., Пропп в. Я., Померанцев В. П., Соколов Д. К., Зинкевич-Евстигнеева т. д. и мн., и т. д.). Для того, чтобы эти ценности стали нравственными, нужно более целенаправленно их вырабатывать в старшем дошкольном возрасте, когда в силу возрастных особенностей и становлении самосознания личности, ребенок уже способен усвоить элементарные суждения (такие, например, как трудолюбие, отзывчивость, дружелюбие, честность) и передвинуть их в свою жизнь, деятельность. Если сказку подобрать по содержанию, то она будет более действенным средством формирования нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников, т. к. :
- содержит в себе инструментарий детского мышления;
- отличается от произведений других жанров эмоциональной близостью ребенку-дошкольнику по мироощущению;
-в сказке представлены общечеловеческие ценности и социокультурные образцы в понятной ребенку-дошкольнику форме;
-в основе сказки лежит разграничение, противопоставление зла и добра что является основой для активного влияния ее на формирование нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников.
Именно в детстве ребенок тянется к сказке, тянется ко всему волшебному и таинственному. Когда ребенок слушает сказку, то он выступает в роли сказочного персонажа, и это позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков. Волшебство в сказке формирует мир ребенка чудесней и привлекательней для детского восприятия. Если правильно подобрать сказку, то ребенок начнет развиваться нравственно.
Содержание сказки явля тся условием формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста. У них сильно выработан механизм идентификации, то есть процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов как своих. Когда ребенок слушает сказки, он начинает воспринимать, осмысливать ритуал нравственной жизни, который явлен ему как представителю определенного типа культуры, осуществлять восхождения к самому себе, к социокультурному образцу, ценностям, заложенных в сказке. По словам Проппа В. Я. : «Сказка хранит в себе вечные ценности, такие как трудолюбие, преданность, отзывчивость, и в этом её непреходящий смысл…»
Сказка — это удивительное психологического воздействия орудие работы с душевным окружением человека, могучий инструмент созревания. Сказка окружает нас везде. Интерес психологов к небылицам существует давно. Конкретный язык сказок показывает детям путь образного и действенного постижения общества человеческих отношений, это вполне адекватно психическим особенностям детей.
Сказка может дать источники для того, дабы войти в реальность новыми путями, вероятно, помочь ребенку увидеть мир, может наделить его воображение, научить критически воспринимать охватывающее.
Понимание и проживание сквозь сказку содержания присущего внутреннему миру каждого человека, позволяют детям распознать и наметить собственные переживания собственные психические процессы, понять их значение и важность всякого из них. Когда ребенок знакомится со сказками он начинает познавать главнейшие истины человеческой жизни. Д ти начинают проявлять нравственные чувства (сострадание, жалость, сопереживание и т. д.) Это позволяет детям сформировать нравственные привычки, соотносить свои действия, побуждения со сказочными персонажами, что ведет к повышению уверенности в себе и своем будущем. В сказке важным составляющим является то, что все вымышлено, выдумано. Потому что сказка дана для того, чтобы оторвать обывателя от суровой рутины, придать его жизни главным образом яркости и магии. Отсутствие же сказки делает мир людей бессодержательным. Чудеса в сказках попросту необходимы. Сказка учит нас и развивает в нас нравственные ценности. Герои в сказках самоотверженные и бескорыстные, они ничего не требуют взамен. Сказка ориентирует детей на правильные и стоящие поступки. В сказке все деяния происходят поэтично и красочно. Стиль написания сказок сходен, но каждая сказка по отдельности сказка увлекательна и занятна, имеет свои детали, своих героев, свой характер. Сказку можно сравнить с человеком: во всякой сказке свое настроение, свои принципы и проблемы.
Современному ребенку мало прочесть сказку, мало красить обрисовки ее героев, мало говорить о сюжете. С ним нужно осмысливать сказки, совместно искать и находить утаенные значения и актуальные уроки.
1.2. Методы и формы обучения в дошкольном образовании.
Необходимо затронуть и методы нравственного воспитания — это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. На протяжении всего дошкольного возраста мы учим детей слушать, воспринимать и осмысливать сказку. При использовании сказки мы опираемся на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности. Руководствуясь сказками, педагог знакомит детей с лучшими сказками и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Сказка привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно вырабатывать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Самым целесообразными методами в плане формирования нравственных качеств у детей, на наш взгляд, будут являться те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать детей в деятельность. Можно и нужно инсценировать сказку, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир человеческого общения. При инсценировке сказку можно объединить с песенками. Целесообразно предложить детям отдать предпочтение из разученных прежде песен те, каковые могут петь герои сказки. Самый распространенный метод знакомство со сказкой - чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаем по книге. Бережное обращение с книжкой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод - рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сжатие текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Вася завел коричневый трактор. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом — воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно — ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.
Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.
В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент — методов формирования нравственного сознания и поведения.
Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.
Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.
Мы не можем не говорить о задачах нравственного воспитания дошкольника, закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Развитие дружеских отношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо, а как нельзя (это плохо). Наша задача воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками. В повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т. д. Необходимо постоянно обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.) Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Дети нередко спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Нужно научить детей оценивать их. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
В процессе нравственного воспитания необходимо развивать волевые качества : умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Отношение к людям проявляются и через отношение к вещам. Так, если дети не убирают за собой игрушки, не кладут на место обувь, одежду, значит, за них это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им новые хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых, и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее. Поэтому, необходимо воспитывать навыки бережного обращения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Все это необходимо в беседах, в том числе на темы художественных произведений, довести до сознания ребенка.
Девочки и мальчики в дошкольном возрасте предпочитают общаться со сверстниками своего пола. Поэтому необходимо воспитателю скорректировать отношения между девочками и мальчиками. У мальчиков воспитывать внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т. д. А вот у девочек воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Средств для решения этих задач множество, но мы бы хотели рассмотреть сказку как могучее, действенное средство нравственного воспитания детей.
Таким образом, нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.