Виктория Волобуева
Конспект ОД по ФЦКМ «История бумаги. Свойства бумаги» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
Формирование Целостной Картины Мира
Тема: «История бумаги. Свойства бумаги»
Автор-разработчик: Волобуева Виктория Николаевна, воспитатель ГБДОУ д/с №75 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада.
Длительность ОД: 25 мин.
Цель: познакомить детей с историей бумаги.
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Публикация «Конспект ОД по ФЦКМ „История бумаги, Свойства бумаги“ в старшей группе» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи;
- формировать умение ответственно относиться к поставленной задаче;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь.
«Познавательное развитие»:
- уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах;
- расширить представления детей об использовании бумаги в жизни человека;
- познакомить детей с историей бумаги;
- познакомить детей со свойствами бумаги;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
«Речевое развитие»:
- формировать умение согласовывать слова в предложениях;
- формировать умение внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, рассуждать;
- развивать навыки свободного общения, речь, внимание;
- способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать творческое воображение.
«Физическое развитие»:
- продолжить развивать координацию движений;
- продолжать учить следить за осанкой.
Методы и приемы:
Вопросы детям, дидактические игры, беседа, поисковая деятельность, исследовательская деятельность.
Предварительная работа:
Рассматривание различных видов бумаги, предметов, сделанных из бумаги; рассматривание предметов, созданных из переработанной бумаги, аппликация.
Материалы:
Демонстрационный материал: бумага различного качества, плотности; книги, фантик от конфеты, обои, салфетка, денежная купюра, альбом для рисования.
Раздаточный материал: фантики от конфет каждому ребенку.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
Организационный момент: дети становятся в круг.
Воспитатель:
Ребята начнем наше занятие с улыбки, улыбнёмся и скажем:
«Привет сосед
Улыбнись мне в ответ».
Основная часть.
Воспитатель:
Чтобы узнать, чему посвящено наше занятие отгадайте загадку.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Воспитатель:
Правильно. Бумага.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
2) Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (Книга.)
3) Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю,
Среди полосок и клеток. (Тетрадь)
Воспитатель:
Скажите, что общего у этих предметов? Из чего они сделаны?
Как вы думаете, нужна ли человеку бумага? Для чего?
- Итак, сегодня мы будем говорить о бумаге.
Представьте, как бы мы жили, если б на земле вдруг бумага исчезла?
Бумага — это один из самых распространенных материалов. Скажите, где же можно встретить бумагу?
Воспитатель:
Правильно. Бумага - это и носитель информации (показать детям книгу, упаковочный материал (показать детям фантик, картон и т. д., и средство гигиены (показать детям салфетку, туалетную бумагу, строительный материал (показать детям обои, а также платежное средство (показать детям купюру, и многое, многое другое. Трудно представить, что было бы, если бы не было бумаги!
Воспитатель:
А вы знаете, откуда взялась бумага?
Казалось бы – бумага обычный материал, знакомый всем с раннего детства. Ежедневно бумага или картон используются для разнообразных целей: упаковки и хранения, письма и печати. И трудно себе представить, как бы мы могли обходиться без такого предмета. Мы так привыкли к ней, что наверняка, кажется, что бумага была всегда. Однако, это не так, и у бумаги есть своя удивительная история.
Как вы думаете, бумага была всегда? А на чём же люди писали раньше? Давайте проведём экскурсию в историю и вместе выясним, на чём писали люди раньше.
Много- много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки – рассказывали вслух. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории, поэтому люди придумали рисовать картинки, которые им помогали запомнить рассказ.
Древние люди писали на скалах, на камнях. Но эти надписи и изображения нельзя было унести.
Затем начали писать на сырых глиняных табличках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой. Затем сушили их на солнце или обжигали в огне. Но тексты были короткими, а таблички тяжёлыми.
Наши русские предки наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Их называли берестяные грамоты.
Дидактическая игра: «Бывает, не бывает».
-А нам нужна бумага? Вспомнить, что бывает из бумаги, нам поможет игра: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательны.
Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал, салфетка, кораблик, дом, окно, платье, тетрадь.
Физминутка.
Мы фантики бумажные, Дети сидят на корточках в кругу,
конфетки в нас сидели. В руках держат фантики.
А детки –сладкоежки Имитируют поедание конфет.
Конфеты дружно съели. Встают и, кружась, машут руками,
Ветер вдруг набежал затем бегают в рассыпную.
И все фантики поднял.
Закружились, полетели Садятся на корточки.
И на землю тихо сели.
Мы фантики возьмем Складывают фантики в коробку.
и в коробку отнесем.
Воспитатель:
Две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры тутового дерева. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность.
А кто знает, как делают бумагу? Не знаете? Чтобы узнать, как делают бумагу нам необходимо отправиться на бумажную фабрику.
Ребята, мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растут на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь.
На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?
(Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина).
На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.
На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.
Дидактическое упражнение «Что сделано у нас в группе из бумаги?»
Надо, надо поиграть
Бумажные предметы в группе поискать
Воспитатель:
Давайте проведем исследование в нашей группе: а что у нас есть из бумаги? Сейчас вы пройдете по группе, каждый найдёт и принесёт один предмет, который, по вашему мнению, сделан из бумаги.
(Дети расходятся по группе и каждый приносит по одному предмету из бумаги, которые заранее разложены по всей группе. Когда ребёнок отдаёт воспитателю предмет, воспитатель просит назвать предмет и сказать, из чего он сделан. Показывают книгу, тетрадь, газету, корзинку из фантиков, альбом и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги).
Воспитатель:
Молодцы, все эти предметы сделаны из бумаги. Но, ребята, помните - чтобы сделать 10 альбомов надо срубить одно дерево. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей. Чем больше делается бумаги, тем меньше остаётся деревьев. Поэтому нужно бережно относиться к бумаге. Книга сделана из бумаги, значит, она непрочная и её легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, её нельзя будет читать. Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Воспитатель:
А сейчас мы с вами будем исследователями и узнаем, какими свойствами обладает бумага.
Возьмите газетный кусочек и опустите в воду. Что с ним происходит? (он намокает).
Возьмите картонную бумагу и с помощью ножниц поделите пополам. (режется, тяжело).
Возьмите гофрированный кусочек и пальчиками поделите на да кусочка, три. (рвётся).
Возьмите альбомную бумагу, положите на ладошку, сожмите. Что произошло с бумагой? (мнётся).
Воспитатель:
Возьму одну полоску, прижму её к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что случилось? (бумагу скрутило). Бумага может скручиваться. Это тоже её свойство.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Какие задания вам понравились больше всего? Какие хотели бы еще раз повторить или разобрать подробнее?
Вы все большие умницы, справились со всеми заданиями! Молодцы!