Виктория Гтоева
Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности
Учитель-логопед часто обращается к воспитателям с просьбой выполнить упражнения с детьми в группе, чтобы закрепить поставленные звуки в свободной речи. Когда и как это сделать? Как организовать дошкольников, чтобы им было интересно? Поскольку процесс автоматизации звуков речи протекает сложно, необходимо облегчить детям эту работу. Самый эффективный метод — театрализованная деятельность.
Публикация «Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Автоматизация звука — важный этап в коррекции звукопроизношения. Переходить к нему можно только тогда, когда ребенок произносит звук изолированно правильно. Однако многократные повторы упражнений утомляют воспитанников. Им не нравится этот скучный и монотонный процесс. Ребенок дошкольного возраста не имеет достаточной мотивации, поэтому нежелание заниматься нужно преодолевать с помощью привычных для него видов деятельности.
Театрализованная деятельность при правильной ее организации — эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации звуков. Участие дошкольников в спектакле и театрализованных играх в детском саду положительно влияет на развитие и совершенствование речи. В процессе театрализованных игр у детей формируется навык уверенного общения в коллективе.
Театрализованные игры решают задачи коррекционно-развивающей работы:
• развивают у дошкольников артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание;
• расширяют словарный запас;
• способствуют совершенствованию монологической и диалогической речи;
• развивают общую и мелкую моторику, координацию движений;
• способствуют снятию мышечного напряжения, формированию правильной осанки.
Этапы организации театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность организуется поэтапно. Сначала педагог знакомит детей с произведением и распределяет роли. При этом он учитывает не только их возраст, но и личные пожелания.
Далее педагог «подгоняет» роль под определенного ребенка и разучивает с ним текст. «Подгонка» роли заключается в замене слов с учетом звукового наполнения, упрощении фраз. Но этого нельзя делать, когда педагог только знакомит воспитанников с произведением.
Следующий этап — подготовка оборудования и атрибутов: билетов, костюмов, афиши, декораций. К этому процессу следует привлекать детей с учетом их возрастных возможностей и родителей.
Также важно подобрать музыкальное сопровождение. В выборе музыки могут участвовать дети старшего дошкольного возраста. Целесообразно их привлекать и к исполнению музыкальных отрывков в ходе театрализованной деятельности.
Особого внимания требует репетиционный этап. Важно, чтобы дети не уставали и не теряли интерес к деятельности. Сначала педагог проводит репетиции индивидуально, затем в малых группах по 3–4 человека. На репетициях, помимо текста, дошкольники разучивают мимику, жесты, походку своих героев.
На заключительном этапе педагог организует общую игру-драматизацию.
Пальчиковая игра для развития мелкой моторики и соотнесения речи с движением
Участие специалистов в театрализованной деятельности
Чтобы театрализованная деятельность была результативной, необходимо привлекать к ее организации всех специалистов ДОО. При этом каждый специалист должен выполнять свои функции.
Инструктор по физической культуре развивает физические характеристики исполнителей ролей: общую координацию, пластичность, правильную осанку и походку. Эти навыки он закрепляет посредством подвижных игр.
Музыкальный руководитель ставит ребенку голос так, чтобы он соответствовал роли. Для этого определяет нужную высоту и тембр. Затем подбирает соответствующие характеру и темпераменту персонажа музыкальные отрывки, ритмические упражнения с переключением внимания. Кроме того, музыкальный руководитель прослушивает с детьми мелодии и обучает самостоятельно их воспроизводить.
На воспитателя и учителя-логопеда ложится основная нагрузка. Воспитатель сначала читает детям художественное произведение. Во время беседы дошкольники обсуждают сюжет, героев, их характеры, отдельные эпизоды.
Чтобы закрепить полученную информацию, воспитатель организует занятия по изобразительной деятельности : дошкольники лепят, рисуют героев, делают индивидуальные и коллективные аппликации по мотивам произведения. В ходе изобразительной деятельности дети представляют действие в цвете, различных формах, «прощупывают» его. Затем воспитатель проводит пальчиковые игры для развития мелкой моторики и соотнесения речи с движением.
Дошкольники обращаются к произведению и на занятиях. Например, изучая диких и домашних животных и птиц, дети запоминают их виды, названия, учатся правильно называть детенышей. Так, в процессе подготовки к индивидуальным выступлениям они расширяют словарный запас по данной и смежным темам.
Фрагмент игры в кукольный театр
Учитель-логопед проводит работу по развитию речи, используя специальные приемы и упражнения:
• артикуляционную гимнастику, связанную с развитием дикции (например, «Покажите, как волк скалит клыки», «Как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
• упражнения для развития интонационной выразительности речи (в младшем возрасте проводится со звукоподражанием);
• логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
• коррекционно-развивающие игры:
• на развитие памяти, расширение словарного запаса (дети играют в игры «Скажи, какой», «Подскажи словечко», отгадывают загадки);
• на развитие слухового восприятия (например, «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию»);
• на развитие логического мышления: что сначала, что потом;
• на словоизменение и словообразование;
• на образование звукослоговой структуры («Прошагай, кто из героев быстрее доберется до леса»);
• на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней) : когда ребенок «работает» с куклой, он совершенствует мелкую моторику и координацию движений, несет ответственность за ее управление, становится внимательным;
• упражнения для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы;
• театральные этюды; они схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединенных сюжетом (например, «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»).
Таким образом, разучивая разные роли, ребенок учится правильно и четко проговаривать слова, а также управлять интонацией, мимикой, жестами. Автоматизация звуков происходит естественным путем, не утомляя ребенка. Но чтобы достичь результата, нужно организовать данную работу с детьми поэтапно и привлекать разных специалистов ДОО.
В качестве примера в приложении представлена технологическая карта интегрированной НОД с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста.
Приложение
Технологическая карта интегрированной НОД с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста (логопедическая группа)
Цель: создать условия для развития познавательной, речевой, творческой инициативы дошкольников.
Задачи:
• закрепить правильное произношение свистящих и шипящих звуков, автоматизировать и дифференцировать их в стихотворной и связной речи;
• закрепить умение составлять сложноподчиненные предложения, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать числительные с существительными;
• продолжать работать с деформированным предложением;
• совершенствовать интонационную выразительность речи, умение делать звуковой анализ слов;
• развивать память, внимание, мышление;
• воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, дружеские взаимоотношения, нравственно-волевые качества.
Предварительная работа:
• прослушать в записи и посмотреть русскую народную сказку «Теремок»;
• изготовить декорации и атрибуты к театрализованной деятельности;
• разучить с детьми стихи.
Оборудование: экран; проектор; компьютер; шапочки животных (мышка, лягушка, сова, лиса, заяц, ежик, медведь); кубики синего и красного цветов — для звукового анализа; мягкие модули — для постройки теремка; макет теремка.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
• практические: игра «Кто быстрее», подвижная игра «Зайки», дидактическая игра «Придумай слово», игра «Строители»;
• наглядные: видеофрагмент из сказки «Теремок»;
• словесные: отрывки из музыкальных произведений, сопровождающие движения животных, чтение коротких стихов от лица персонажей сказки.
Этапы НОД, продолжительность Этап деятельности Содержание совместной деятельности
на каждом этапе Прогнозируемый результат педагог дети
Организационный этап (3–5 мин) Мотивационный настрой на занятие. Дети совместно с педагогом слушают звуки музыки, определяют ее характер Педагог стимулирует детей к речевой активности, задает вопросы о характере музыкального отрывка Дети слушают звуки музыки, отвечают на вопросы педагога, описывают характер музыкального отрывка Дети вступают в контакт с педагогом, настраиваются на занятие
Актуализация знаний (3 мин) Постановка проблемной ситуации. Решение задачи: как помочь персонажам сказки «Теремок» Педагог загадывает загадку: «Что это за волшебная страна, где всюду происходят чудеса? Где каждый зверь и даже птица умеют разговаривать и веселиться?» После ответов детей включает окончание мультфильма «Теремок». Затем создает поисковую ситуацию через погружение в образовательную среду. Предлагает детям подумать, как помочь животным сохранить Теремок. Для путешествия в сказку дети надевают шапочки персонажей Дети отгадывают загадку, после просмотра отрывка из мультфильма, определяют его название. Затем решают, как можно помочь персонажам мультфильма сохранить Теремок. Принимают поставленную задачу Дети отгадают загадку и назовут сказку, отрывок из которой они увидели. У детей возникнет чувство сопереживания и желание помочь персонажам. Внимание детей будет направлено на предстоящую деятельность
Восприятие, усвоение и закрепление материала
(6–8 мин) Задание 1. Определить количество слогов в словах Педагог сообщает детям, что помочь животным можно, если выполнить несколько заданий. Рассказывает сказку и озвучивает эти задания. Предлагает ребенку в шапочке мышки сосчитать слоги в словах. Остальные дети считают вместе с ним Ребенок рассказывает четверостишие: «Я — маленькая мышка, по лесу я хожу. Ищу себе домишко, ищу, не нахожу». Затем считает слоги в словах «теремок», «мышка» и забегает в Теремок Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа и вместе с остальными детьми успешно сосчитает слоги в словах
Задание 2. Закрепить порядковый счет, согласование числительных с существительными Детям в шапочках лягушек (двум воспитанникам) педагог предлагает сосчитать шишки и грибы. Остальные дети считают вместе с ними. Проводится игра «Кто быстрее» Дети в шапочках лягушек рассказывают четверостишие: «Речка, мошки и трава. Теплый дождичек, ква-ква. Мы лягушки, мы квакушки — дождя и сырости подружки». Дети считают шишки и грибы, складывают их в корзинки и забегают в Теремок Дети расскажут четверостишие от лица персонажей, сосчитают шишки и грибы в пределах 10, используя порядковые числительные. Правильно согласуют существительные с числительными
Задание 3. Выполнить звуковой анализ слова «дом» с помощью цветных кубиков Ребенку в шапочке совы педагог предлагает выполнить звуковой анализ слова «дом» с помощью цветных кубиков Ребенок рассказывает четверостишие: «А я сова-сова, совиные глаза. На суку сижу, во все стороны гляжу. Пустите меня в Теремок». Выполняет звуковой анализ слова «дом». Остальные дети проверяют правильность выполнения задания Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа, выполнит звуковой анализ слова «дом». Дети группы закрепят приемы звукового анализа слов
Задание 4. Составить сложноподчиненные предложения Ребенку в шапочке лисы педагог предлагает составить сложноподчиненное предложение типа: «Я хочу жить в Теремке, потому что…» Ребенок читает четверостишие: «Хвост пушистый, мех золотистый. Я кумушка-лиса, всему лесу я краса. Тук-тук, кто в Теремочке живет?» Затем составляет сложноподчиненное предложение. Остальные дети составляют свои предложения Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа. Дети составят сложноподчиненные предложения, закрепят грамматические формы слов
Задание 5. Составить слова в уменьшительно-ласкательной форме Ребенку в шапочке свинки педагог предлагает составить слова в уменьшительно- ласкательной форме: «Назови жителей Теремка ласково» Ребенок рассказывает четверостишие: «А я свинка — острая щетинка, Хвостик крючком, носик пятачком. Пустите меня в Теремок». Затем, выполняет задание: называет жителей Теремка ласково. Остальные дети ему помогают Ребенок расскажет четверостишие от лица персонажа, составит слова в уменьшительно-ласкательной форме. Словарь детей пополнится словами в уменьшительно-ласкательной форме
Задание 6. Исправить деформированное предложение Ребенку в шапочке ежика педагог предлагает правильно расположить слова в предложении Ребенок произносит слова: «А я колючий ежик, не головы, не ножек. Пустите меня в Теремок». Затем выполняет задание: составляет предложение из слов Ребенок произнесет слова от лица персонажа, правильно расположит слова в предложении. Дети закрепят правила работы с деформированным предложением
Динамическая пауза (2 мин) Физкультминутка Педагог проводит подвижную игру «Зайка» с музыкальным сопровождением Дети в шапочках зайчиков произносят слова: «А мы — зайки-побегайки, Чуткие ушки, быстрые ножки. Пустите нас в Теремок» Дети произнесут слова от лица персонажей, выполнят движения под музыку. У них улучшится координация движений, снимется напряжение, сформируются положительные эмоции
Закрепление (практическая деятельность)
(5–7 мин) Игры- соревнования по дифференциации звуков [С] — [Ш] Педагог проводит игру- соревнование по дифференциации звуков [С] — [Ш] «Назови слово» Ребенок в шапочке медведя произносит слова: «А я медведь косолапый. Пустите меня в Теремок». Дети делятся на две команды. Одна команда называет как можно больше слов со звуком [С], а другая — со звуком [Ш] Дети выполнят задание на дифференциацию свистящих и шипящих звуков в словах. У них сформируются положительные эмоции, командный дух
Практическая деятельность детей
(5–7 мин) Конструирование из модулей Педагог ставит перед детьми проблемную задачу: придумать, как можно помочь жителям Теремка, чтобы не обидеть медведя Дети предлагают свои варианты выхода из ситуации. Затем вместе строят из модулей домик для медведя под музыкальное сопровождение Дети найдут решение проблемы. Совместными усилиями построят из модулей дом для медведя. У них сформируются положительные эмоции
Рефлексия
(3 мин) Подведение итогов НОД Педагог подводит итог занятия: — К сожалению, наше время истекло, мы должны вернуться в детский сад. Всем спасибо за работу, с которой каждый из вас справился очень хорошо! Молодцы! Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, воплощения собственного замысла и своего эмоционального состояния Дети почувствуют себя участниками познавательного творческого процесса
Итоговая деятельность
(3 мин) «Лесное» угощение — грибочки Педагог благодарит детей Дети радуются достигнутому результату, тому, что решили поставленные задачи. Благодарят медведя за помощь У детей сформируются положительные эмоции, чувство удовлетворения от достигнутых результатов