Папки-передвижки

Семинар «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»

шумик юлия николаевна
Семинар «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во все его многообразии, через образы, краски, звуки. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события. Для осуществления полноценного подхода к психическому и физическому развитию детей, через взаимодействия родителя знающего особенности своего ребенка, по средствам театрализованной деятельности – способствовать формированию у детей и их родителей интереса к пребыванию в ДОУ, через нравственный и эстетический опыт оптимизма; повышение физиологической и валеологической компетентности родителей. Для этой цели я использовала нетрадиционную форму работы «Взаимодействие родителей с детьми по средствам театрализованной деятельности».

Публикация «Семинар „Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Театрализованная деятельность как фактор формирование эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей.

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Одна из основных целей театральной деятельности в детском саду – создание условий, способствующих обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Дети мало общаются со взрослыми и сверстниками, замыкаются на телевизоре, компьютере; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Общение взрослых с ребенком-дошкольником порой сводится к трансляции когнитивных образцов: сна - бодрствования.

Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.

В работе с родителями является налаживания контакта между детьми и родителями, а так же между педагогом и родителем. По средством театрализованной деятельности можно показать родителям особенности их детей, помочь принять ребенка таким, какой он есть. Следующим шагом является выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах работы с родителями необходимо учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Участие ребенка в театрализованной деятельности расширяет его познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. В театрализованных постановках дети проявляют активное отношение к действительности, передают внутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей. Кроме того, благодаря декорациям, костюмам, изготовленным совместно с родителями, перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, родителей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети и родители приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции лич-ностного развития.

Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона.

Совместная театральная деятельность детей и родителей вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д. р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Развитие эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека, свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития;

2. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития, особенно впервые 7 лет жизни;

3. В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения);

4. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

5. Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника - проявление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения;

6. Темперамент ребенка — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.

В дошкольном возрасте, наиболее эмоциональном из человеческих возрастов, значение встречи с музыкой – искусством самым эмоциональным по своей природе, трудно переоценить. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней содержится, что заложено в ней композитором, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании. То, что создает его собственное воображение.

Музыка помогает ребенку ориентироваться в мире эмоций, усиливает их. Ребенок ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств, а педагог лишь побуждает его к выбору этих средств и визуализирует услышанные впечатления, передавая их художественными средствами. Так на основе восприятия музыки у ребенка рождается образ, который в условиях муз. деятельности, основанной на использовании театрализации, раскрывается в сценическом действии. Более близкими и понятными дошкольникам могут быть музыкальные образы героев детской музыки. Это могут быть герои сказок, животные, птицы, цветы и т. п.

Произведения композиторов-классиков для детей, которые могут войти в репертуар музыкальных занятий, как правило, вызывают у дошкольников яркие эмоциональные переживания и являются удобными для включения –элементов театрализации.

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой.

Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в 3 года. А сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка, сказка.

Театрализованное обыгрывание муз. произведений должно занимать существенное пространство в целостном муз. воспитании ребенка. Театрализация ведет старших дошкольников к открытию для себя возможностей «играть» и учиться сразу. Театрализация - вид деятельности, доступный всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое формирование ребенка, общительность, раскрепощенность, позволяет освободить ребенка от ненужных стеснений и комплексов. Слушая и исполняя с ребятами детские оперы и мюзиклы, педагог создает идеальные условия для творческого развития личности.

Способность создавать выразительный образ в муз. деятельности, основанной на использовании театрализации, зависит от представлений детей, сложившихся в процессе восприятия музыки. Чем выше уровень эстетического восприятия ребенком музыки, тем богаче процесс создания выразительного образа, тем более осмысленно ребенок подходит к выбору выразительных средств для передачи своего замысла. Создавая образ ребенок использует знания, полученные им в процессе познания окружающего мира, пытается передать эмоции, возникающие у него при восприятии. Умение войти «в образ» предполагает умение находить пластические движения, а голосовые имитации для более точной его передачи. Средства выразительности в музыке представляют собой приемы, способы действия, яркие по своим свойствам. К ним относятся мелодия, регистр, динамика, темп, темп, ритм. интонация. Выразительные средства театра могут быть основные и вспомогательные. Основные средства включают исполнительское искусство актера (голос, интонация, пластика, использование словесных действий и т. д.). Вспомогательные – драматургию, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Особенности детского восприятия диктуют определенные «специфические параметры» детского спектакля: захватывающий сюжет, быстрое развитие событий. Общими чертами музыкальной и театральной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них делает специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность более увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений дошкольников.

Детский музыкальный театр является мощным стимулом творческого развития ребенка и приобщения его к музыкальной культуре. Музыкальные произведения, приобретая сценическое воплощение, во много раз эмоциональнее, живее воспринимаются детьми. Детям очень нравится и они с нетерпением ждут встречи с новым музыкально-сценическим произведением.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставлю перед собой, состоят в том, что бы создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Домашний театр

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Семейный театр – особая среда для развития творческих способностей детей.

Это ключ к нравственному развитию ребенка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем!

Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Театр помощник в воспитании и образовании детей

Выдающийся советский композитор и педагог Д. Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями. В результате возникшего переживания у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.

ПАМЯТЬ.

Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок начинает активно развивать свою память. В театре ребенком движут азарт, вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания.

Ребенок легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Разучивание с детьми сложных, объемных текстов персонажей, особенно стихотворных, лучше поручать родителям.

Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у детей бывает связано с использованием музыки в спектакле: пение героями песен, исполнение танцев или это просто пантомимические выходы персонажей.

Например, предлагаем ребенку выйти на вступление к песне с характерными движениями героя, которого изображает маленький артист. В этом случае необходимо запомнить мелодию вступления и те движения, которые нужно выполнить, даже если эти движения ранее были придуманы самим артистом.

Маленький кукловод слушает и запоминает музыку, под которую должен появиться на ширме Волк в сказке «Волк и семеро козлят», - и в нужный момент Волк, оглядываясь по сторонам, подкрадывается к избушке.

Ребенок запоминает очередность своего выступления и без музыки – по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий.

ФАНТАЗИЯ.

Слова, сказанные К. С. Станиславским о творчестве в театре, можно отнести и к детскому театру, так как в них заключена суть основы и успеха любого театра : «…Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца протекает при участии воображения».

Воображение это способность представить воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазии. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению рамок собственных представлений о жизни.

При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства.

Помочь ребенку разбудить воображение можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.

Фантазия начинает активно работать, если ребенку предстоит разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя.

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ.

В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.

Такие моменты возникают нечасто и только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие в игре, называемой театром. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что его здесь обязательно выслушают и примут предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.

Дети часто удивляют нас своей находчивостью. Решения принимают быстро и с такой легкостью, что многие бьющиеся над извечным вопросом «Что делать?», могли бы им только позавидовать.

РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.

В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основными носителями ее для дошкольника являются детский сад и семья. В детском саду ребенок находится в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое.

Маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство: «Почему летом – дождь, а зимой – снег, а не наоборот?», «Где живут шмели?» и «Почему ночью темно?».

Наша задача – направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций все увиденное и услышанное в театре будет устраиваться с легкостью, и запоминаться на долго.

Изобразительное искусство – обязательный спутник детского театра. Декорации и атрибуты к спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи взрослых, а дети – дошкольники остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных помощников. Чем они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно расширить свой кругозор? Значительно расширяет кругозор детей в областях изобразительного искусства и народного творчества спектакль «Волшебство красок». Подготовительный процесс и сам спектакль дают представления о множестве интересных вещей: что такое Гжель и Хохлома, почему картины называются пейзаж, натюрморт или портрет, какие бывают краски, и для чего каждая может быть использована, и т. д.

Через театр можно рассказать детям о физических и природных явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года.

Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки».

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.

Задачами театрального воспитания детей являются:

• гармоническое развитие природных способностей детей средствами всех искусств;

• приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы;

• обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности;

• выявление и подготовка детей, наиболее способных к дальнейшему обучению в специальных театральных либо культурно – просветительных учебных заведениях.

Каждый ребенок талантлив изначально, а театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Публикации по теме:

Формирование речевой культуры ребенка посредством театрализованной деятельности В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития.

Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности Проект «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» 1. Актуальность. Театрализованная деятельность сочетает в.

Развитие творческого воображения посредством театрализованной деятельностиРазвитие творческого воображения посредством театрализованной деятельности «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР в театрализованной деятельности «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР в театрализованной деятельности» Новоселова Марина Николаевна, учитель-логопед.

Коммуникативно-личностное развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности Я считаю, что тема «Коммуникативно - личностное развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности» в настоящее время является.

Приобщение детей к искусству посредством театрализованной деятельности Театр – искусство прекрасное! Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, Всегда уносит из него запас.

ООД по развитию речи посредством театрализованной деятельности с элементами исследовательской деятельности «Заюшкина избушка» .

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности Аннотация. В статье рассматривается проблема развития.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников" «Что такое театр? Это чудо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 23 января 2019 в 19:31
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем шумик юлия николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД