Светлана Каримова
Взаимодействие коллектива детского сада с семьями детей, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие коллектива детского сада с семьями детей, имеющих речевые нарушения
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи в специальных группах ДОО во многом зависит от того, насколько чётко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в результате активной скоординированной деятельности логопеда, воспитателей и родителей ребенка.
Публикация «Взаимодействие коллектива детского сада с семьями детей, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах
Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностно-ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка группы, полученные в результате обследования в начале учебного года. Цель взаимодействия — объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.
Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных, показе индивидуального занятия).
К традиционным формам работы с родителями относятся:
- беседы;
- родительские собрания;
- консультации родителей с педагогами группы;
- открытые занятия;
-дни открытых дверей;
- анкетирование;
- оформление стендов и информационных папок;
- выставки педагогической литературы;
- телефон доверия;
- заочные семинары;
- концерты для родителей силами воспитанников группы.
В логопедической группе воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.
Первой такой формой работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура, названия некоторых звуков (ЛЬ, Ц, НЬ, СЬ, принцип выполнения задания (составить схему, отхлопать слово). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям всё внове: и тетради, и необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий. Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.
Вторая специфическая форма работы с родителями — собрания и открытые занятия (воспитателям массовых детских садов названия этих мероприятий знакомы, однако содержание их несколько изменено).
Как показал опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.
Виды занятий, которые обучения показывают родителям, можно чередовать, чтобы за указанное время продемонстрировать их все.
В повестку дня такого собрания, помимо одного из занятий, полезно включить ту или иную консультацию, проводимую в зависимости от темы логопедом или воспитателем.
Желательно, чтобы такие консультации были предельно чёткими, содержали только необходимый родителям конкретный материал и проводились не для «галочки», а для пользы дела. Поскольку частыми речевыми нарушениями у детей являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять этому большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель должен помочь родителям правильно организовать работу в семье.
Далее рассмотрим некоторые варианты форм работы воспитателя с родителями.
Индивидуальные встречи с родителями, систематически проводящиеся в течение года.
Первая встреча планируется в начале учебного года. Цель: донести до родителей результаты обследования речевого развития ребёнка; заручиться их поддержкой в последующей работе. Беседы проводятся с каждой семьёй отдельно (индивидуально). В процессе беседы с родителями воспитатель тактично рассказывает о сильных и слабых сторонах речевого развития ребёнка, просит близких поделиться своими наблюдениями за речью малыша (что радует, что огорчает, а также разрабатывает план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, даёт конкретные рекомендации и задания родителям для их ребёнка.
В последующем встречи проводятся в установленном порядке. Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребёнка, от его последующих успехов или проблем. Как показал опыт этой работы, встречи-беседы с родителями планируются в среднем дин раз в два месяца. В случае необходимости (по желанию родителей или педагогов) проводятся промежуточные встречи-консультации.
Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребёнка (с чем он справился, что ещё вызывает трудности); обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка; корректировку плана совместной деятельности по развитию речи ребёнка (если есть необходимость, рекомендации и задания родителям ребёнка; назначение примерной даты следующей встречи.
Участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов».
Традиция по расширению, закреплению и конкретизации словаря начинается в детском саду. Постепенно к этой работе начинаем привлекать родителей, например, подбираем вместе с ребёнком красивые (осенние, зимние, острые, вкусные и т. д.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, тяжелым и т. д.) предметом.
По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которые объединяются картинки, рисунки детей и родителей, соответствующие данному определению. Например, «мягкие слова» — на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательными: мягкий (-ое, -ая, -ие) мягкий диван, мягкая подушка, мягкие игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что изображено на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными, описывать предметы, подбирать другие определения к ним, называть части предметов, составлять названия предметов из букв разрезной азбуки и прочее.
«День рождения звука». Известно, что у всех детей, посещающих логопедическую группу, имеются нарушения звукопроизношения. При соответствующей работе то у одного, то у другого ребёнка начинает появляться нормальное звукопроизношение. Этому событию можно посвящать групповой праздник «День рождения звука». Ребёнок или несколько человек, виновников торжества, готовят дома концертные номера. Это могут быть стихотворения, в которых часто встречаются определённые звуки, песни и даже небольшие инсценировки (с участием родителей). Дети группы и педагоги тоже готовят свои «речевые» подарки и сюрпризы: читают стихи, загадки, дарят картинки, в названиях, которых встречается нужный звук. Различные конкурсы, пляски, песни – всё это включает в себя «День рождения звука».
Работа с подгруппами родителей. Такая работа проводится с родителями тех детей, у которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии. На таких встречах родители получают более подробную консультацию, наблюдают, как педагог работает над разрешением выделенных речевых проблем, знакомятся с необходимыми дидактическими играми, осваивают приёмы воздействия в процессе непосредственного общения, игры со своим ребёнком под ненавязчивым контролем и руководством педагога, делятся друг с другом своим положительным домашним опытом в решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей.
Специальный фонд материалов
В логопедической группе можно создать специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Это: библиотечка книг для родителей по проблемам речевого развития, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребёнка.
Газета - эффективная форма взаимодействия с семьёй. Газета дает возможность просвещать родителей в вопросах речевого развития детей-дошкольников, обучать и развивать детей через игру, способствует сплочению детей и родителей вокруг общего интересного дела. Газету создают силами воспитателей и логопеда. Она может включать в себя постоянные рубрики.
Рубрика «Уроки для родителей» посвящена какой-либо проблеме или особенности речевого развития. В этой рубрике обсуждаются следующие вопросы: «Артикуляционная гимнастика», «Развитие слухового восприятия», «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Как сделать речь грамотной», «Поговорим о связной речи», и т. п.
Рубрика «Домашняя игротека» посвящена знакомству родителей с простыми, интересными, а главное, полезными играми для детей. Причем рубрика построена таким образом, что родителям задаётся не только как играть с ребёнком, но и когда, где. («Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада» «Задания доктора Звукова», «Уголок Грамотейкина», «Мастерская Золушки»).
Рубрика «Пришли мне чтения доброго» посвящена вопросам приобщения детей к художественной литературе. Здесь родители знакомятся с задачами художественной литературы, им предлагаются материалы и рекомендации для семейного чтения и задания для детей (рифмование, подбор сравнений к предметам и явлениям, сочинение, рисование).
Основная задача воспитателя при организации работы с родителями –
помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Важно разъяснять родителям необходимость соблюдения единства требований педагогов и родителей. Только в этом случае возможны наилучшие результаты.