Марина Маслова
Влияние экспериментальной деятельности на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Экологическое воспитание – актуальная проблема нашего времени.
Целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.
Педагог ставит своей целью найти различные подходы, формы и методы воспитания детей в вопросе экологии.
Дети - прирожденные исследователи, подтверждение этому– их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому, экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Важно развивать у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки — снег дождь, град; свойства песка, воды; утро — вечер, день — ночь и т д., а также знакомить с объектами живой природы — комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Ребята задают вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» Внимание детей становилось более устойчивым, они могут достаточно долго наблюдать за животными и растениями.
Критериями оценки уровня экологического воспитания могут служить формы поведения старшего дошкольника - проведение опытов, самостоятельные наблюдения, вопросы, стремление поделиться своими впечатлениями и переживаниями, отражение их в играх, продуктивной деятельности, в уходе и заботливом отношении к растениям и животным.
Таким образом, в результате наблюдений и экспериментальной деятельности у детей повышается познавательный интерес к природе,
потребность общения с ней;
повышается экологическое сознание детей; они могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;
в ходе наблюдений при близком общении с природой у ребят развиваются
эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, гуманному к ней отношению, воспитанию экологической культуры.