Татьяна Ситникова
Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, здоровьесбережения воспитанников дошкольного учреждения, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : приобщение детей к физической культуре использование развивающих форм оздоровительной работы.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
- Ритмопластика,
- динамические (физкультурные) паузы,
- подвижные и спортивные игры,
- релаксация,
- технологии эстетической направленности,
- утренняя гимнастика,
- гимнастика пальчиковая,
- гимнастика для глаз,
- гимнастика дыхательная,
- гимнастика бодрящая после дневного сна,
- гимнастика корригирующая,
- гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
- физкультурное занятие,
- проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .
3. Коррекционные технологии :
- арттерапия,
- технологии музыкального воздействия,
- сказкотерапия,
- технологии воздействия цветом,
- технологии коррекции поведения,
- психогимнастика,
- фонетическая и логопедическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в различных видах деятельности?
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития как психических и интеллектуальных способностей, так и физических. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса.
Во время прогулки можно провести 2-3 игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены. Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил личной гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение, а закаливание укрепит их иммунитет.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами :
• осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
• осмотр детей специалистами детской поликлиники;
• диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
• выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
• диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей :
• утренняя гимнастика;
• физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
• занятия с использованием мини – тренажеров;
• ритмика;
• гимнастика после сна;
• ежедневный режим прогулок;
• создание необходимой развивающей среды;
• строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
• проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
• музыкальные занятия;
• занятия по формированию здорового образа жизни.
ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур :
• босохождение;
• умывание;
• ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
• воздушные ванны в облегченной одежде;
• гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:
• постоянный контроль осанки;
• контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
• подбор мебели в соответствии с ростом детей;
• профилактический прием иммуномодуляторов: добавление лимона в напитки, Аскорбиновая кислота.
• сбалансированное питание;
• вакцинация против гриппа по желанию родителей;
• потребление фитонцидов (чеснока и лука);
• употребление соков и фруктов;
• кварцевание групп;
• самомассаж.
ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей :
• пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
• дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
• психогимнастика по методике М. Чистяковой;
• аромотерапия;
• игровой массаж А. Уманской.
ШЕСТЫМ направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
• психодиагностика;
• элементы аутотренинга и релаксации;
• элементы музыкотерапии;
• индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
• обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и коррекционная работа:
• коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
• индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
• коррекция психоэмоциональной сферы;
• индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;
• индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
ВОСЬМЫМ направлением является консультативно – информационная работа:
• оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
• открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
• активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;
• оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
• организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;
• проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.