Татьяна Гарамян
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОО как условие реализации требований
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим.
Состояние здоровья российских дошкольников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье дошкольников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОО как условие реализации требований» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии».Существует несколько видов здоровьесберегающих технологий
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это технологии воспитания культуры здоровья дошкольников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии применяются в различных видах деятельности.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся :
Динамические паузы - рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.
Подвижные и спортивные игры – ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация – При современном ритме жизни очень важно уметь расслабляться. Главная задача релаксации – снятие стресса или другими словами нервного напряжения
Пальчиковая гимнастика – проводится ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Дыхательная гимнастика - играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей
Бодрящая гимнастика- ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»
Корригирущая гимнастика – это несложный тренировочный комплекс, направленный на укрепление одних групп мышц и полное расслабление других. Таким несложным способом можно обеспечить стройность осанки, профилактику сколиоза, а также нормализацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
К технологииям обучения здоровому образу жизни относятся :
Организованная образовательная деятельность «Физическая культура» - Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. проводится ежедневно 8-10 мин с музыкальным сопровождением.
К коррекционным здоровьесберегающим технологиям относятся :
Технологии музыкального воздействия – используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Сказкотерапия-Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми
Артикуляционная гимнастика – необходима для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Арттерапия– суть состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Применение в работе нашего ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Мы стараемся чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.