Кондратьева Мария Владимировна
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач педагогики является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Что же является показателем нормального состояния организма и его уравновешенности с внешней средой у ребенка-дошкольника? Прежде всего, это возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой дошкольного учреждения.
Основой оздоровительной и воспитательной работы в детском саду является контроль за состоянием здоровья детей. Основными показателями здоровья детей являются :
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- уровень физического и нервно-психического здоровья детей;
-наличие или отсутствие хронических заболеваний;
-состояние основных функций организма;
-наличие отклонений в раннем периоде развития (беременность, роды, период новорожденности).
Сохранение и укрепления здоровья детей как на занятиях, так и в свободной деятельности, особенно важны для детей с речевыми нарушениями, поскольку они зачастую соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.
Детям с ОНР, особенно имеющим дизартрический компонент, как правило, свойственны неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, которая проявляется в виде двигательной неловкости, недостаточном объеме, темпе, переключаемости движений. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других нарушений и особенно с нарушением тонкой моторики пальцев рук. Кроме того, часто такие дети не воспринимают состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц, т. е. у них нарушается четкость кинестетических ощущений. Поэтому задачей логопеда становится не только исправить речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние детей.
В связи с этим в течение всего учебного года в коррекционную работу учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы необходимо включать элементы здоровьесберегающих технологий.
Оздоровительные приемы, такие как - гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, игровой массаж и самомассаж целесообразно применять параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками и динамическими паузами.
Коррекция моторного развития проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, развитие статистической выносливости, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Формирование движений происходит при участии речи, поэтому сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей с ОНР. Сама речь как бы ритмизуется движениями, делается более четкой, громкой, а наличие ритма речи способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Стихотворная форма без специальных установок настраивает детей на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон. Например, «Не боимся мы пороши, ловим снег-хлопок в ладоши! Руки в стороны, по швам - снега хватит нам и вам! Размахнись рукой - бросок! Прямо в цель летит снежок!».
В коррекционной работе с детьми с ОНР особое внимание уделяется упражнениям по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые способствуют умственному и речевому развитию детей, а также воспитанию двигательной активности и переключению с одного вида деятельности на другой.
В систему работы по развитию мелкой моторики рук могут включаться следующие виды упражнений:
-самомассаж кистей и пальцев рук. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, снимает излишнее напряжение, восстанавливает ослабленные мышцы, улучшает координацию движений. Для массажа можно использовать массажные щетки («ежики», теннисный мячик, колючие колечки, грецкий орех и т. д. Также весьма эффективен пальчиковый («сухой») бассейн, представляющий собой небольшую емкость, наполненную разнообразным материалом с необычной текстурой. В зависимости от поставленных целей «сухой» бассейн наполняют либо сыпучим материалом-фасолью, горохом, гречневой крупой - для развития тактильных ощущений, либо крышечками от пластиковых бутылок, теннисными мячами-для расслабления мышц. Игры «Найди и сосчитай», «Угадай, кто спрятался?».
-сопряженная гимнастика – одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики. Например, «Улыбка» -губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны. Следует учитывать принцип «от простого к сложному» : от одного движения артикуляционным аппаратом (улыбнуться) до нескольких (улыбнуться, открыть рот, высунуть язык); от простых движений одной рукой до разноплановых действий двумя руками;
-упражнения на развитие динамического компонента двигательного акта, которые направлены на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным. Например, «Пальчики здороваются», Моя семья», «Кулак-ребро-ладонь».
Пальчиковые игры следует проводить перед коррекционным занятием или во время физкультминутки, самомассаж в утренние часы и на индивидуальных занятиях. Каждое новое упражнение сначала разучивается одной рукой, потом другой и только после того, как упражнение освоено до автоматизма, можно отрабатывать одновременно двумя руками. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
В структуру логопедических занятий также следует включать и задания по формированию графомоторных навыков, непосредственно связанных с темой занятия: штриховки, раскраски, обводки и т. д. Например, «Смотай нитки в клубок». Дети карандашом «накручивают» спираль вкруг заданной точки, затем считают полученные «клубочки» по цепочке6 «один клубок», «два клубка» и т. д. «Котик ниток клубок укатил в уголок». Очень важно выполнять задания в игровой форме, ведь без игры невозможно полноценное физическое и психическое развитие дошкольника.
Особое внимание следует обратить на применение оздоровительных приемов, которые оказывают психотерапевтическое воздействие. Так как у большинства детей с ОНР преобладает неустойчивая эмоционально-волевая сфера, они очень отвлекаются и быстро устают, двигательно беспокойны, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально в работе с детьми с речевыми нарушениями, т. к. эти упражнения помогают снять у детей мышечное и эмоциональное напряжение. Специальные упражнения помогают создать спокойное настроение, радостную обстановку на занятиях. Например:
- упражнения на расслабление мышц рук: «Кулачки», «Тигр кусает шар» (чередование напряжения и расслабления). Упражнение «Олени» (поднять скрещенные руки над головой с широко расставленными пальцами -«Посмотрите - мы олени, рвется ветер нам навстречу! Ветер стих – расправим плечи, руки снова на колени»);
- упражнения на расслабление по представлению (снятие эмоциональной напряженности внушением) : «Приятный сон» («Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном приятным засыпаем…Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать! Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать!»). Такие упражнения можно использовать во время занятий в период нарастания усталости у детей.
- речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Такие упражнения можно использовать как элемент занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. Движения и речевой материал проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики гипо- или гиперактивного ребенка, нормализует психическую и двигательную активность детей. Например, «Солнышко и тучка» («За тучку солнышко зашло, стало зябко и свежо»-дети съеживаются, обнимая себя за плечи. «Солнце вышло из-за тучки, мы теперь расслабим ручки»-расправляют плечи, расслабляются).
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий становится эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР, оптимизирует процесс коррекции речи и обеспечивает соответствующий уровень здоровья детей.