Юлия Буковская
Сообщение из опыта работы «ИКТ в коррекционно-развивающем и образовательном процессе в контексте ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС. Одним из важных условий развития является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Публикация «Сообщение из опыта работы „ИКТ в коррекционно-развивающем и образовательном процессе в контексте ФГОС“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к НОД, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, группы.
- создание презентаций в программе Microsoft РowerРoint в различных образовательных областях : «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- создание электронной почты, ведение сайта группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.
- использование интерактивной доски.
Я работаю в ортопедической группе. У всех детей нашей группы имеются сочетание двух и более недостатков в физическом развитии. Это приводит к однообразию, шаблонности и стереотипности содержания сюжетно-ролевых игр, сюжетных рисунков, к скудости речевых средств, используемых ребенком, как в быту, так и в учебной деятельности.
Но, когда в январе 2013 года нам в группе установили интерактивную доску - обучение детей стало более привлекательным и захватывающим, интерес детей возрос, НОД стали намного информативней, красочней. Легкая и интересная подача материала на ИД помогает детям быстрее и лучше запоминать изучаемую информацию. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для дошкольников, игра не перегружает их ни умственно, ни физически.
Речь – безусловно, играет огромную роль в жизни человека. Чем более она развита, чем лучше человек умеет выражать свои мысли и чувства, тем духовно и эмоционально богаче его жизнь.
Речь начинает формироваться в самом раннем возрасте и продолжает совершенствоваться всю жизнь. Игры «Мерсибо», которые я использую в своей работе, направлены на развитие речи на всех этапах ее становления.
Одной из задач прописанной в ФГОС ДО в области «Речевое развитие» является формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. На НОД по обучению грамоте я использую игры на знакомство с буквами, чтение по слогам, составление из слов предложений и другие увлекательные игры, которые позволяют детям осваивать процесс чтения постепенно и с удовольствием.
«Буквокрас» (различаем гласные и согласные буквы, «В гостях у Джина» (отгадываем слоговые ребусы, «Космические рейнджеры» (сравниваем похожие слова, «Слоновья западня» (собираем слово из букв, «Хитрые половинки» (находим недостающий слог в слове, «Помощь на пожаре» (анализируем слово по составу звуков, «Сладкоежка» (составляем слова из букв и слогов.
Использование интерактивной доски на НОД развивает самостоятельность, инициативу, творчество и совершенствует познавательные умения, т. е. решает основные задачи образовательной деятельности в области «познавательное развитие». Игры «Мерсибо» помогают логически мыслить, анализировать и сопоставлять события, поощряют стремление ребенка выполнить все действия и закончить игру с победой. Если ребенок столкнулся с трудностями в игре, не нужно за него отвечать. Вполне возможно, что он справиться сам, подумав. Например, игра «Волшебное зелье», требует напряжения слухового и зрительного внимания. Картинки на экране появляются, а потом исчезают. Надо поставить их в том порядке, в котором они были до исчезновения. Количество картинок постепенно увеличивается.
Если ребенок невнимателен, ему трудно сосредоточиться на чем-то? Ему можно помочь. Уговоры, окрики и наставления не сделают ребенка внимательным. Зато интересная задача и любопытная для него игра этому активно способствует. Для этого тоже есть интересные игровые задания.
«Разбитая чашка» (совмещение частей предмета, «Пингвины – невидимки» (развивает зрительное внимание, «Переменка» (сравнение предметов, «Разбиралка–собиралка» (запоминание образа предмета, «Ветерок-озорник» (развивает зрительную память, «Волшебное зелье» (развивает зрительно-слуховое восприятие, «Близкие родственники» (развивает зрительную память и сравнение).
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей» стараемся с педагогом по математическому развитию Пастуховой А. Б. применять, различные инструменты и игры на ИД, которые учат ребенка ставить числа по порядку, складывать и вычитать, решать простые задачки и отгадывать математические загадки. Сначала простые действия в пределах десятка, а потом и знакомство с четными и нечетными числами, счет парами и пятерками.
«Цифры с дракончиком» (знакомство с цифрами, «Тряпки по порядку» (счет по порядку, «Бабушкины запасы» (математические задачки, «Беличий переполох» (сравнение чисел, «Веселый курятник» (счет парами, «Древний спорт» (игра на вычитание, «Диета для обжоры» (игра на нахождение суммы, «Карибский круиз» (игра на уравновешивание весов, «Лихие гусары» (знаки «больше», «меньше» и «равно», Лягушка-числоедка» (четные и нечетные числа).
Для развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, я так же использую весь спектр ИКТ. Это игры на интерактивной доске: «Настоящий друг», игра дает представления о дружбе, о качествах и поступках настоящих друзей. Игра «Быть плохим или хорошим?», сделанная по книге «Быть плохим или хорошим?» (автор стихотворения В. Борисов, художник А. Багинская, помогает усвоить детям правила хорошего тона.
Прослушивание классической музыки помогает развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживанию. Например: Вивальди «Времена года», П. И. Чайковский «Детский альбом».
Просмотр видеороликов и мультфильмов о честности, о верности, о смелости, о доброте помогают развитию этих качеств.
При работе со средствами ИКТ необходимо помнить, что их использование в образовательно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих НОД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Продолжительность НОД в подготовительной группе 25 - 30 минут. НОД с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : во вторник, среду и четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 мин. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз. Не забываю я и о физминутки и упражнениях. Они представлены в игровой форме на интерактивной доске и развивают детей физически, помогают снять утомление, развивают эмоции, будят творческую фантазию и воображение.
Использование ИКТ вполне оправдано и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании :
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет воспитателю намного эффективнее выполнять поставленные задачи.