Инира Абзалова
Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод в ДОУ
Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие модернизации образования.
Задача, стоящая перед ДОУ, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.
Актуальность проектного метода :
Публикация «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
• Наличие интереса к выполнению деятельности со стороны всех его участников: в процессе деятельности очень важно добиться личностного принятия идеи деятельности и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности ее развивающего воздействия.
• Связь обучения с реальной жизнью: идея обучения должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для детей проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности
• Координирующей функции педагога: переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, дает детям реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности, способствует саморазвитию личности.
Поэтому именно проектная методика реализует личностный подход к обучению, требующий прежде всего отношение к ребенку как к личности с ее потребностями, возможностями и интересам.
Цель деятельности и способы ее реализации должны определяться с позиции самого ребенка, на основе его:
интересов,
индивидуальных особенностей,
потребностей,
мотивов,
способностей.
Проект – это педагогическая технология, стержнем которой является совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Проблемы:
• Отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
• Слабая разработанность методики проектной деятельности;
• Гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам;
• Сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".
Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
• Монопроекты - как правило, в рамках одной образовательной области Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, культуроведческими, географическими, музыкальными, спортивными.
• Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации
• Комплексно-тематические проекты - проводятся под руководством воспитателя или нескольких специалистов по различным областям. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проекта
Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы детей или внешнего заказчика (персонажа).
• Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
• Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении
• Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:
• Мини-проекты - могут укладываться в час
• Наиболее продуктивны для младшего возраста.
• Краткосрочные проекты – 1 день для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации дома, изготовлению продукта в детском саду и подготовке презентации
• Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели
• Долгосрочные проекты - могут выполняться с детьми старшего возраста (от 1 недели до 3 месяцев).
Этапы деятельности детей:
выбор темы (проекта)
постановка цели
сбор информации
организация развивающей предметной среды
организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
работа над частями проекта, коррекция;
коллективная реализация проекта.
подготовка презентации, презентация
Самооценка и дальнейший план
Основные требования к проекту :
• Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
• Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
Виды презентаций проектов :
Демонстрация продукта
Инсценировка
Игра с детьми
Выступление
Путешествие, экскурсия
Реклама
Ролевая игра
Спектакль
Соревнование и т. д.