Татьяна Степашкина
Использование дидактической игры как средства познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра – это многоплановое,
сложное педагогическое явление
она является и игровым методом обучения
и самостоятельной игровой деятельностью,
и средством всестороннего воспитания
личности ребенка.
А. К. Бондаренко.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление,они не умеют или не хотят думать.
Публикация «Использование дидактической игры как средства познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребенок увлеченный игрой, не замечает того, что хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, я как педагог воспитываю активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Актуальность.
Вопрос полноценного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Работая в детском саду, я твердо убеждена что основу воспитательной работы, в первую очередь должно составлять именно развитие познавательных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознание ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поэтому дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств : внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку познавательные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Поэтому проблема познавательного развития через дидактическую игру на сегодняшний день имеет особую актуальность.
Новизна моей работы состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс познавательного развития детей дошкольного возраста. Обобщены методические рекомендации по познавательному развитию детей дошкольного возраста, а так же по использованию современных дидактических игр. Дидактическая игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.
Цель моей работы - Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры.
Задачи:
1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к познавательной деятельности;
3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);
авДля реализации поставленных задач, я использую дидактический материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых дидактических игр.
В группе создала предметно-развивающую среду, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей специальную дидактическую зону с большим набором познательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. Это неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с детьми в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры такие как :
«Времена года», " Карусель", " Большой и маленький", " Семья", " Где моя мама", " Овощи, фрукты", лото "Мой дом", " Цветные кармашки", " Морские обитатели", " Лесные жители", " Волшебный лес", " Игры и сказки для развития речи"
Разрезные картинки : " Домашние животные", " Игрушки"
Дидактические картинки : Профессии, Мебель, Цветы, Мамы и детки, Транспорт, Дикие животные, Овощи и фрукты, Животные России, Деревья, Времена года, Посуда, Птицы, Дорожная азбука, Игрушки.
Работа ведется по трем направлениям:
1) Работа с детьми;
2) Работа с педагогами;
3) Работа с родителями:
Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
В интеллектуальном развитии применяю такие игры :
«Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница?».
В развитии внимания:
«Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».
В развитии восприятия и памяти:
«Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».
По развитию речи:
«Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты : через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:
- игры головоломки;
- игры шутки;
- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?»,«Кто быстрее найдет»,«Незаконченные картинки»,«Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».
По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».
При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка»
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Широко использую : игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность : сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Работа с педагогами:
Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои пособия и дидактические игры, делилась опытом работы на педагогическом совете.
Работа с родителями:
В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором дала родителям знание о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружила знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».
Такая систематическая работа дала положительные результаты.
Но я не останавливаюсь на достигнутом.
В перспективе я планирую:
изготовить новые дидактические игры;
создать картотеку дидактических игр для родителей;
создать банк видеотеки (с привлечением родителей).
В работе я опираюсь на общепедагогические принципы.
-в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т. д.) ;
-соблюдение правил и игровых действий;
-применяется личностном – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей.
При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
Для детей младшего возраста использую игры с предметами, такие как:
А также я использую словесные дидактические игры в системе воспитания детей раннего возраста.
Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм. Систематически читая детям эти доступные им тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову.
В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, например «Игрушки» А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками.
Добиваюсь, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учились их по громкости определять, например, кому принадлежит голос – взрослому животному или его детенышу.
Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.
Примерами таких игр могут служить: Кто как кричит.
В процессе работы использую настольно-печатные игры. В этих играх воспитанники усваивают знания в процессе практических действий с изображениями на картинках.
Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры : парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображенные на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе.
Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначений, классификаций. Обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.
Чтобы поддержать интерес детей к играм – занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, я предлагаю им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале : раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.
Тематическое лото с изображениями игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей.
При обучении раннего и младшего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками : матрешками, башенками, шарами, грибками.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.
В играх-занятиях я целенаправленно воздействую на детей, придумываю содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, я через игры-занятия сообщаю доступные возрасту малышей знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы (восприятие, мышление, речь и т. д.).
Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Дети в возрасте от 4 до 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное и слуховое
восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Они начинают различать более сложные формы предметов, звукосочетания. Увеличивается словарный запас, развивается мышление. Наряду с обобщенными внешними признаками дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Дидактические игры для детей 4-5 лет должны способствовать развитию личности ребенка. Игры для этого возраста уточняют и закрепляют знания о свойствах предметов, их назначении. Детям 4-5 лет интересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач.
Я в своей работе использую словесные игры для детей не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач.
Дидактические игры для детей 4-5 лет разнообразны и развивают сенсорные способности ребенка, знания о природе и предметах окружающего мира, восприятие, мышление, речь, память, волю.
Из чего сделано?; Найди такую же. ; Новоселье куклы. ; Что кому?;Кто что слышит?
Дидактические игры для детей 6-7 лет имеют свои отличия, связанные с возрастными особенностями ребенка этого возраста.
Детям в возрасте шести лет свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Детям очень нравится самим отгадывать загадки, находить правильное решение задачи. Расширяется объем знаний, меняется и характер умственной деятельности. Возникают новые формы мышления, анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети шестого года жизни уже понимают связь между окружающими предметами и явлениями, причины явлений и их особенности.
Отбирая дидактические игры для детей 6-7 лет, я обращаю внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении ребенок проявлял усилия ума и воли.
В играх детей важное место занимает соревнование. Я предоставляю ребенку большую свободу в выборе игры и в творческом решении ее задач.
Роль взрослого в играх для детей 6-7 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого, это относится в основном к настольно-печатным играм.
Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.
Дидактические игры :
Не ошибись!
Кто подойдет, пусть возьмет!
Похож - не похож.
Знаешь ли ты?
Вершки и корешки.
При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты : через героя, которому нужно помочь. Дидактические игры такие как : «Кто это?» Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
«Что делает?» — определение действий людей разных профессий.
Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр?
«Назови что-нибудь деревянное (металлическое, резиновое, меховое и т. п.)» — подбор предметов по материалу или по какому-либо другому признаку.
Дети могут назвать: стол, стул, шкаф, полка, кубики (деревянные предметы); ножницы, чайник, кастрюля, утюг (предметы из металла); калоши, ботики, мяч (резиновые предметы) и т. д.
«Назови какой- подбор определений. Например: какой хлеб? Какая скатерть? Какая тарелка? Какой дом? Какое платье?
«Кому что нужно?». Например: что нужно прачке для стирки? Что нужно почтальону? Что нужно школьнику взять с собой в школу? Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предложения.
На занятиях по ознакомлению с окружающим провожу игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
«Назови предмет по описанию».; «Кто, кто в теремочке живет».; «Что лишнее?»; «Что сначала, что потом».; «Подбери предметы с одним значением».; «Придумай слово».; «Найди сходство и различие».; «Отгадай инструмент»; «Что на что похоже».
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.
В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, используя занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.
Внедрение нетрадиционных способов поможет расширить технический диапазон возможностей детей, а так же обеспечит высокий уровень эмоциональности и творческой активности детей.
Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности позволяет максимально реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которое осуществлялось через общение с детьми и родителями. По результатам диагностики уровень усвоения знаний составил:
Октябрь 2013г.
Низкий- 61,5%
Средний- 38,5%
Май 2014г
Низкий- 6,2%
Средний- 68,8 %
Высокий- 25%
Диагностические исследования и анкетирование родителей показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний. Они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.