Мария Гришагина
Развитие физических качеств в дидактической игре
▼ Скачать + Заказать документы
Физиологи, гигиенисты, врачи, психологи и педагоги всего мира справедливо называют движение фундаментом настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Кроме того, движения являются важнейшим условием и средством общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности. Но сложившаяся на сегодняшний день ситуация глобального развития науки и техники неизбежно приводит к снижению двигательной активности человека.
Публикация «Развитие физических качеств в дидактической игре» размещена в разделах
Поэтому, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, целью педагога по физическому развитию детей является то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен быть подвижен, вынослив, владеть основными движениями, контролировать свои движения и управлять ими.
С другой стороны, на сегодняшний день в ДОУ актуальной становится проблема большой наполняемости группового помещения. Особенно это заметно в условиях карантина, когда педагог большую часть времени проводит с детьми именно в группе.
В данной работе мне хотелось бы поделиться своим уникальным опытом решения задач физического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях группового помещения.
Задавшись целью развивать основные виды движений у детей в условиях группового помещения, обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для разных движений, мною был разработан комплекс игр и заданий:
• «Полоса препятствий»;
• Задания и упражнения с бросанием и метанием;
• Игры, задания и упражнения на тренировку равновесия;
• «Озорные мячи»;
• Подвижные игры с ходьбой, бегом, ползанием, прыжками;
• Дидактическая игра «Кто сумеет? Забавные задания».
При подборе материала для наполнения данного комплекса я учитывала следующее:
1. Какой (какие) из основных видов движения развивает конкретное игровое задание;
2. Насколько возможна реализация конкретного игрового задания в условиях группового помещения.
Каждый педагог может для себя подобрать своеобразную картотеку игр для наполнения предложенного мною комплекса, поэтому не стану детально описывать все конкретные игры и задания, но наиболее подробно остановлюсь на дидактической игре «Кто сумеет? Забавные задания», поскольку именно дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Именно дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Данная игра представляет собой карточки с заданиями и упражнениями, разделенные на шесть тематических блоков:
1) «Непростые движения»;
2) «Упражнения в парах»;
3) «С городком, кеглей, кубиком»;
4) «С гимнастической палкой»;
5) «С обручем»;
6) «С мячом».
Также прилагаются карточки-схемы: «Непростые движения», «Упражнения в парах», «Городки», «Кегли», «Кубики», «Гимнастические палки», «Обручи», «Мяч».
Игра предназначена для детей от 5 лет, может быть организована в условиях группового помещения или в ненастную погоду на веранде. Целью игры является развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
• Продолжать формировать правильную осанку и умение осознанно выполнять движения (с предметами и без);
• Совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
• Развивать силу, выносливость, гибкость, ловкость и координацию.
Материал: 7 карточек с заданиями и упражнениями, 8 карточек-схем.
Ход игры: ведущий организует детей одним из предложенных способов, выбирает задание (готовит оборудование, если нужно, задает вопрос «Кто сумеет?» и далее предлагает выбранное упражнение. Дети выполняют, педагог отмечает тех, кто наиболее успешно справился с заданием.
Возможны варианты игр:
• «Одна карточка». Ведущий организует подгруппу детей, выбирает или дает возможность ребенку выбрать карточку с заданиями. Задает вопрос и зачитывает задание. Дети выполняют.
• «Соревнование команд». Ведущий организует детей в 2-3 команды по 4 человека (в зависимости от количества играющих, выбирает
карточку, предлагая детям выполнить задание. Педагог отмечает ту команду, которая лучше всех выполнила упражнение.
• «Физкультурные фанты». Игра проводится по тому же принципу, что и обыкновенные фанты, но при выборе задания можно воспользоваться карточками, тасуя и перемешивая их по своему усмотрению.
• «Задание по схеме». Когда дети овладеют всеми предложенными в игре заданиями и упражнениями, они смогут играть самостоятельно, для чего удобно использовать карточки-схемы. Здесь дети могут уже по собственному желанию выбирать вариант игры («Одна карточка», «Соревнование команд» или «Физкультурные фанты», определять задания и предметы, которые покажутся им наиболее интересными.
В заключение хочу сказать, что оформление подвижных игр и заданий в виде карточек-схем, с помощью которых дети в дальнейшем смогут самостоятельно организовать совместную игровую деятельность, поддерживает и развивает творчество детей в их двигательной деятельности. И, следуя за интересами ребенка, педагог всегда может дополнять и варьировать содержание своей игровой картотеки. Кроме того, в дальнейшем я рассматриваю возможность на базе дидактической игры «Кто сумеет? Забавные задания» разработать настольную игру с включением различных двигательных элементов.
Список использованных источников
1. Кривоногова Т. С., Зезуль В. С. Новые технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками // Инструктор по физкультуре - № 8 – 2013 – С. 6 – 14.
2. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. – М. : Просвещение, 1983.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
4. Фатеева Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
5. Шишкина В. А. Движение + движения: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1992.