Надежда Шарифьянова
Особенности применения элементов логоритмики в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время всё более заметным становится рост отклонений в развитии речи у детей, что приводит к задержке речевого развития у до-школьников младшего возраста. Эта проблема имеет много причин: и социального, и медицинского, и техногенного характера. Немаловажную роль здесь играет ухудшение экологической обстановки и её неблагоприятное воздействие на детский организм, что приводит к общему снижению иммунитета и умственной работоспособности ребёнка. Отсюда вытекает ещё одна очень важная проблема – проблема готовности ребёнка к школе. На третьем году жизни речь ребёнка становиться доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же раннего возраста с ограниченным словарным запасом достаточно ярко выделяются среди своих сверстников.
Темочки:
Если ребёнок в возрасте 3 – 4 года плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это сигнал нарушения его речевой деятельности.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно – волевой сферах.
Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребёнка даёт успешную динамику речевого развития.
Младший дошкольный возраст — это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребёнок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста – вызвать речевую и общую инициативу у ребёнка через чувственное познание.
Попытки внедрять различные модели оздоровительных, развивающих программ, новые формы занятий, предлагаемых различными авторами без учёта возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной на повышение речевой активности и развития психомоторной функции детей.
Одним из условий для успешного развития «речевой активности» детей младшего дошкольного возраста может являться логоритмическая деятельность, которая построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных, так как только в игре у ребёнка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь). Ярко, эмоционально, в атмосфере игры дети учатся многим интересным вещам. Именно в игре возможно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребёнка, активизирует словарь, обогащает сенсорный опыт.