Надежда Руденская
Использование элементов математики в логопедической работе «Математика и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов математики в логопедической работе
«Математика и речь»
Логопедическая коррекционно-развивающая работа включает в себя игры с математическим содержанием. Содержание речевых игр и упражнений с математическим содержанием предполагает интеграцию областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», а также «Социально-коммуникативное развитие». Многие задания и упражнения по формированию элементарных математических представлений могут служить и средством развития речи.
Публикация «Использование элементов математики в логопедической работе „Математика и речь“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В осуществлении познавательной деятельности (в том числе ФЭМП) ведущая роль принадлежит речи.
Речевая деятельность взаимосвязана с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь - это основное средство формирования мысли и форма ее выражения.
У детей с недоразвитием речи, как правило, оказываются частично сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы, а отсюда, как следствие, и трудности в усвоении математики.
У детей с ОНР достаточно слабо развиты речевые процессы, поэтому они с трудом запоминают состав числа (образование числа); названия таких геометрических фигур как овал, трапеция, ромб, прямоугольник, названия понятий, обозначающих свойства предметов (цвет, величина и т. д., пространственные и временные понятия; испытывают трудности в решении примеров и задач. Поэтому педагоги включают в работу по развитию речи виды математической деятельности : (порядковый счет, сравнение предметов и т. д). В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация, внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. И наоборот, развивая речь мы совершенствуем ВПФ.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры на ориентирование во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Логопеды используя игры со счётом, с числами и цифрами, обучаем детей согласованию количественных и порядковых числительных с существительными, прилагательными и глаголами, а так же развиваем умение оперировать математическими терминами.
Играя в такие дидактические игры как «Сосчитай» (грибы, ягоды, фрукты, народные игрушки, детеныши животных, насекомые и т. д., «Количество и счет», «Сколько?», «Ромашка», «Сосчитай слоги», «Исправь ошибку», «Почтальон», «Озорные снежинки», «Один – много», Лото «Один, два, пять» (на разные звуки, «Весёлые пузырьки», «1, 2, 5», «Помоги Снеговику сосчитать снежинки», «Домино. От одного до пяти», «Сосчитай и назови», «Найди отличия» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Игры с пальчиками так же способствуют усвоению порядка следования чисел натурального ряда, быстрому запоминанию числового ряда в пределах 10, упражняют в прямом и обратном счете.
Для закрепления порядкового счета помогают такие игры, как «Кто за кем пришел?», «Кто первый, кто последний?», что в последующем способствует более благополучному обучению детей звукобуквенному и слоговому анализу слов. Мы проводим игры на звуко-слоговой анализ слов : «Назови первый слог (звук) (второй, третий) в слове», «Какой звук впереди (позади) заданного?», «Помоги звуковичкам», «Выложи слово», «Расскажи про слово», «Назови соседей» и т. д.
Вторая группа математических игр (игры на ориентирование во времени) знакомит детей с днями недели, временами года, частями суток, названиями месяцев. Это такие игры, как: «Назови время года», «Что сначала, что потом?», «Определи части суток», «Назови приметы времен года», «Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы». Эти игры способствуют развитию связной речи ребенка, расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением обозначать словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Это в дальнейшем пригодится ребенку для оперирования со словом, предложением, поможет ребенку при обучении письму, ориентированию на листе бумаги. В логопедической работе для ориентирования в пространстве используются такие игры, как: «Целое из частей», «Где кто находится?», «Разрезные картинки», «Буквенный конструктор», «Маленькие слова (предлоги)», «Поможем Гномику построить дом и посадить ёлку», «Дорожки», «Лабиринты», «Сравнение предметов» (по высоте, ширине, длине и т. д., «Антонимы», «Весёлые матрешки», «Весёлый Гномик», «Классики», «Найди похожую», настольные игры-бродилки с кубиком и фишками, и многие другие игры, а так же различные физминутки и физкультурные паузы, которые способствуют более быстрому запоминанию пространственных отношений.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Такие игры способствуют развитию речи, учат ребенка подбирать слова-признаки для заданного предмета (форма, цвет, величина и т. д., а в дальнейшем – составлению рассказов-описаний. Такие дидактические игры, как «Весёлый Гномик», «Разноцветные коврики», «Разноцветные странички», «Геометрическая мозаика», «Расскажи про свой узор», «Парные картинки», «Большой – маленький», «Цвет и числа», «Цвет и форма», «Геометрические формы», «От прилагательных к рассказам-описаниям» мы используем для развития грамматического строя речи (согласование слов в предложении в роде числе и падеже, для развития связной речи.
Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
5. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как: «Найди отличия», «Небылицы», «Что сначала, что потом», «Найди тень», «На что похоже?», «Найди такой же», «Фантазёры» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Например, при обучении грамоте мы используем следующие игры : «Игры деда Буквоеда», «Найди пропущенную букву», «Помоги заполнить бочку водой», «Прочитай слово по первым звукам слов» и т. д.
К моменту поступления в школу у детей с чистой речью наблюдается в основном грамматически правильная речь : они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе и падеже. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, в использовании числительных порядковых и количественных и их согласовании с существительными, прилагательными.
• Применение игр с математическим содержанием помогают ребенку не допускать грамматических и синтаксических ошибок. Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта, что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.
I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя» : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей обозначать словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве).
Формирование грамматических компонентов, развитие лексико-грамматических категорий — наиболее важные и актуальные проблемы у детей, страдающих речевой патологией.
Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные познавательные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.