Юлия Сухарева
Использование элементов логоритмики в деятельности педагога-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов логоритмики в деятельности педагога-дефектолога
Авторы статьи: Краева Наталья Михайловна, Сухарева Юлия Евгеньевна
Число детей, имеющих особенности развития, выросло в России за три последних года на 6 процентов. Российская газета от 11.07.2021 (https://rg.ru/tema/obshestvo/)
Согласно статистике МАДОУ №410 у детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих диагноз задержка психического развития, наблюдается 100% вторичное тяжёлое нарушение речи, недостаточно развита моторика и координация движений. 38% - это часто болеющие и ослабленные воспитанники.
Публикация «Использование элементов логоритмики в деятельности педагога-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Коррекционная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, обогащение словаря и развитие связной речи, укрепление общих движений и мелкой моторики, индивидуальная работа по коррекции нарушений речи позволяют компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательную школу.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
Для успешного преодоления речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой мы используем в коррекционно-образовательной работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ логоритмические упражнения.
Логоритмические упражнения обеспечивают развитие функциональных систем у детей – дыхания, голосовой функции, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания в целом, процессов запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Особенности познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР при поступлении в школу:
Соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы, а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи).
Низкая познавательная активность проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Эффективность восприятия снижена, а образы — недостаточно дифференцированные и полные.
Не достигают необходимого для начала обучения уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности.
Внимание характеризуется низкой концентрацией; повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий.
Во всех видах мыслительной деятельности обнаруживается отставание. Не высокий уровень сформированности интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса.
Замедленное формирование соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
Отставание в речевом развитии снижение активного запаса слов, низкая линейная протяженность фразы в 3—4 слова, ошибки унификации окончаний родительного падежа множественного числа — типа «глазов», «стулов»
Фонетическая сторона речи страдает нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Отмечается общая вялость артикуляции, снижение тонуса артикуляционных мышц.
Низкий уровень владения звуковым анализом слова
Отставание в развитии двигательной сферы, характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движения.
Трудности при выполнении движений по словесной инструкции (проявляется в выполнении ритмических движений под музыку и др.)
Трудности ориентирования в пространстве.
Недостаточная координация пальцев, кисти руки (малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий, недоразвитие мелкой моторики
Трудности овладения точными дифференцированными движениями
Задачи логопедической ритмики:
Оздоровительные:
Укрепление костно-мышечного аппарата
Развитие дыхания
Развитие моторики
Общеразвивающие упражнения
Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Простейшие элементы массажа
Коррекционно-образовательные:
Формирование двигательных навыков и умений
Знакомство с разнообразием движений
Знакомство с пространственной организацией тела
Формирование навыков правильного употребления звуков
Коррекционно-развивающие:
Преодоление основного речевого нарушения
Развитие дыхания
голоса
артикуляции
Развитие и совершенствование основных психомоторных качеств на непроизвольном уровне (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной)
Развитие и коррекция зрительно-двигательной координации, слуха и речи
Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания
Развитие слухового и зрительного восприятия
Увеличение объема памяти
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений
Способности ритмично двигаться под музыку
Критически относиться к своим движениям и речи
Воспитание синхронности движений
Воспитание умения перевоплощаться, выразительности движений и грации
Данные особенности познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР учитывались при планировании коррекционной работы по использованию логоритмических упражнений.
Логоритмические упражнения в деятельности дефектолога тесно вплетаются в игры, направленные на повышение познавательной активности детей и развитие основных психических процессов и реализуются через организацию игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Нами были подобраны игры в соответствии с основными лексическими темами, внесены изменения, дополнения в игровое действие в соответствии с поставленными задачами.
Могут включать в себя следующие элементы логоритмики:
• Оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
• Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей.
• Упражнения на развитие координации пальцев, кисти руки с речевым сопровождением - пальчиковые сказки, игры, гимнастика. Использование различных предметов: бельевых прищепок, су-джок, шишек, карандашей и т. д.
• Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
• Упражнения для укрепления мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
• Стихи для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, сопровождаемые движением (в том числе в соответствии со словами).
• Музицирование на детских музыкальных инструментах, использование самодельных.
• Специальные упражнения для укрепления дыхательной мускулатуры и формирования правильного физиологического и речевого дыхания.
• Музыкальные игры, развивающие чувство ритма, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.
• Коммуникативные игры.
• Подвижные игры и динамические паузы.
Помимо занятий в кабинете предусмотрены занятия в музыкальном и спортивном залах.
Вашему вниманию мы предлагаем следующие игры:
«Классификация»
Цель. Развитие предпосылок логического мышления с помощью мыслительных операций «классификация» и «обобщение».
Задачи:
• развивать умение разделять предметы по определённым признакам (по назначению предмета, называть группу предметов обобщающим словом;
• расширение и активизация словаря;
• развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма;
• воспитание умения точно следовать инструкции;
• активизация слухового внимания детей, развитие способности быстро реагировать на стоп - сигнал.
Оборудование: 4 большие карточки – кормушка на фоне зимнего пейзажа, шкаф в прихожей с полкой для головных уборов и полкой для обуви, празднично украшенный зал, зимний пейзаж с горкой; маленькие картинки по количеству игроков – зимующие птицы (снегирь, синица, воробей, ворона, дятел, сорока, зимние забавы (дети на коньках, лыжах, бублике, ледянке, санках, зимняя одежда, обувь, головные уборы (для девочек и мальчиков, атрибуты новогоднего праздника – украшенная ёлка, новогодние игрушки, дети в новогодних костюмах, подарки, Дед Мороз, Снегурочка; музыкальное сопровождение – минус «Песенка Буратино» композитор Рыбников А., звуки природы - голоса птиц воробья и синички.
Ход игры.
Дети под музыку на носочках бегут вокруг стульчиков за водящим по кругу. Стульчики стоят кругом в середине зала, повёрнуты сиденьями из круга, на сиденьях лежат маленькие картинки с изображением различных предметов. По окончании музыки дети останавливаются перед стульчиками.
Ребёнок берёт маленькую картинку, рассматривает её, самостоятельно выделяет признак, по которому её можно отнести к той или иной группе. Относит к одной из больших картинок, расположенных в разных местах комнаты в соответствии с принадлежностью к той или иной группе (классификацией) – зимующие птицы, зимние одежда, обувь, головные уборы, зимние забавы, новогодний праздник. Воспитаннику предлагается обосновать свой выбор. Со звучанием музыки, игра продолжается.
В конце игры делается вывод, по какому признаку классифицировались предметы, назвать их обобщающим словом.
Закончить выполнение упражнения зимующими птицами.
Первый вариант
Предложить детям прослушать фонограмму с голосами зимующих птиц и отгадать, какая птица прислала звуковое письмо. Догадаться, о чём она нам хотела сообщить.
Второй вариант
«Кто же это?»
Дидактические задачи: развитие просодических компонентов речи, памяти, активизация словарного запаса по заданной лексической теме.
Игровой материал: картинки с изображениями зимующих птиц, птичьи силуэты из бумаги.
Методика проведения. Дети стоят перед мольбертом, на котором расположена большая картинка с изображением кормушки и маленькие с зимующими птицами. Педагог держит в руках вырезанный из бумаги силуэт птицы и передавая его ребёнку спрашивает: «Кто же это?»
Ребёнок: «Может быть, это синица» (интригующая интонация).
Педагог отдает силуэт следующему ребенку и т. д.
Раздав все силуэты, педагог предлагает выбрать соответствующую силуэту птицу и «оживить» ее с помощью звукоподражаний (цвинь-цвинь, тук-тук, кар-кар, чик-чирик, гули-гули).
«Одень куклу на прогулку»
Цель. Развитие произвольного зрительного восприятия, мыслительных операций, внимания.
Задачи:
• формирование представления о сезонных явлениях природы, учить подбирать одежду по погоде;
• активизация словарного запаса по теме «Зимняя одежда»;
• знакомство с сезонными (зимними) предметами одежды;
• закрепление названия одежды, правильной очередности надевания предметов гардероба;
• дать представление о классификации предметов: головные уборы, одежда, обувь;
• развитие внимания, логики, речевых навыков;
• улучшение зрительного восприятия, подготовка к школьным занятиям;
• развитие коммуникабельности, формирование положительного отношения к организованным действиям.
Оборудование: Игровое поле, которое состоит из девяти клеточек. В левой верхней клеточке находится рисунок куклы в штанах, кофте и сапожках. В оставшихся двух верхних горизонтальных клеточках расположены зимние шапки зелёного и синего цвета. В клеточках с левой стороны листа находятся пальто синего и зелёного цвета. Остальные клетки свободные. 4 карточки с изображением одетой на зимнюю прогулку куклы: синее пальто и синяя шапка, синее пальто и зелёная шапка, зелёное пальто и синяя шапка, синее пальто и синяя шапка.
Ход игры.
Перед игрой уточняем, в какое время годы мы носим тёплое пальто и тёплую шапку, почему, в какой очерёдности надеваем данные предметы гардероба.
Необходимо расположить маленькие картинки с изображением куклы с набором зимней одежды в разных цветах в соответствии с заданным цветом пальто и шапки.
Ребёнку предложены четыре картинки с изображением куклы в шапке и пальто разного цвета, из которых он должен выбрать только те, которые подходят по цвету пальто и шапки к выбранному «окошку».
После того, как ребёнок справился с заданием, предлагаем заменить цвет на звук. Голубой – [a], зелёный - [у]. И построить моделей для выхода на подиум в соответствии с «песенкой». Напоминаем, что сначала мы надеваем пальто, а затем, шапку.
Педагог произносит слоги, в соответствии с которыми, ребёнок выставляет картинки.
Ребёнок самостоятельно называет слоги.
«Снежок»
Цель. Развитие ассоциативного мышления, словарного запаса, памяти и воображения.
Задачи:
• развитие слухового внимания, чувства темпа и ритма, координации движений и музыки;
• развитие способности к сотрудничеству в группе
Оборудование: шарик, набитый крупой (200 грамм, обшитый голубой тканью – снежок; музыкальное сопровождение - «Йенька» музыка Подэльского Г.
Ход игры.
Перед игрой педагог с детьми обговаривают, что они будут придумывать ассоциации на слово «зима».
Дети, стоя в кругу, под музыку передают снежок соседу слева на сильную долю такта исполняемого музыкального произведения в следующей последовательности – перекладывают из правой руки в левую и затем, передают соседу слева, кладя на его правую ладонь сверху. У кого в конце окажется снежок, тот придумывает ассоциацию на слово «зима». Затем игра продолжается. Повторяться – нельзя.
Зима – снегурочка, подарки, санки, снеговик, снег, мороз, холод, ёлка, Новый год, Дед Мороз, лыжи т. д.
Второй вариант:
У кого в конце окажется снежок, тот показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.
«Лесной хор»
Задачи:
• воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса;
• активизация зрительного внимания;
• развитие силы и длительности речевого выдоха;
• развитие неречевого и речевого дыхания, развитие силы и длительности речевого выдоха;
• раскрепощение голосового аппарата;
• развитие артикуляционной моторики.
Оборудование: маски животных, дирижёрская палочка.
Ход игры.
Перед началом игры педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх — звук усиливается, когда руки опускаются вниз — звук становится тише, когда руки сжаты «в замок» — тишина.
Дети в масках стоят, как артисты хора. Педагог показывает артикуляцией губ определённую гласную и направляет дирижёрскую палочку к одному из детей, ребёнок начинает петь (лиса - [А], белочка - [О], волк – [У], лось - [Ы], заяц - [И]). Пока дирижёрская палочка указывает, необходимо пропевать звук. Взмах палочкой перед собой и поют все животные одновременно.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения.
Мы повысили эффективность занятий, вовлеченность и мотивацию детей за счет игр в интерактивном формате. Игры вовлекают ребенка в процесс, и он с удовольствием обучается. Игры построены на иллюстративном материале лексической темы.
Разработаны с учетом здоровьесберегающих технологий (направлены на оздоровление и укрепление нервной системы и организма в целом): они короткие, в них нет очень ярких цветов, мелких деталей и резких звуков.
Игры помогают развивать память и внимание, логическое, пространственное и творческое мышление, расширять кругозор детей, подготовить к школе, развить крупную и мелкую моторику.
«Продолжи ряд»
Дидактическая игра в программе Smart Notebook.
Может быть использована для организации индивидуальной работы.
Цель. Развитие предпосылок логического мышления с помощью логического приёма «сериация».
Задачи:
• развитие умения мысленно устанавливать связи между предметами и расположением их в определённой последовательности;
• развитие логического мышления, зрительного и слухового восприятия, активизация внимания;
• развитие ориентировки в пространстве, быстроты реакции;
• формирование умения активно включаться в образовательный процесс;
• вырабатывание усидчивости, концентрации внимания, зрительного сосредоточения;
• воспитание умения самостоятельно выполнять задание.
Оборудование: дидактическая игра в программе Smart Notebook. На сенсорной доске произвольно расположены картинки с изображением лыж и санок.
Ход игры.
Педагог предлагает ребёнку выложить ряд из картинок с изображением лыж и санок. Один хлопок в ладоши – это санки, два хлопка о колени – лыжи. I – II - I – II - I - II. Степень сложности задания зависит от индивидуальных возможностей воспитанника. После выполнения первой части задания, педагог объясняет, что картинки в логическом ряду расположены в определённом порядке. Воспитаннику предлагается внимательно рассмотреть образец построения цепочки, подумать и догадаться, какая картинка должна стоять в пустой клетке и объяснить свой выбор. Продолжить выкладывать ряд, используя иллюстративный материал, по предложенному образцу самостоятельно.
Если игра проходит в программе Microsoft Office Power Point, то необходимо навести на нужную картинку курсор мыши, в программе Smart Notebook – дотронуться рукой.
После завершения деятельности, предложить ребёнку проверить правильность выполнения задания, отхлопав ритм. Если задание выполнено неправильно и ребёнок не нашёл ошибку, сверить с образцом на доске.
«Угадай мелодию»
Дидактическая игра в программе Smart Notebook.
Может быть использована для организации индивидуальной работы.
Цель. Различение контрастной музыки, развитие наглядно-образного мышления.
Задачи.
• развитие умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
• развитие умения передавать с помощью движений характер музыки;
• развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы;
• развитие музыкально-двигательной памяти, ориентировки в пространстве, пластичности движений;
• развитие грациозности движений, умения импровизировать, создание пластичных образов.
Оборудование: Дидактическая игра в программе Smart Notebook. На экране сенсорной доски на зимнем фоне расположены три снежинки, при поочерёдном нажатии на которые звучит музыка, через 15 секунд появляется изображение - лыжника, фигуриста, саночника; музыкальный материал - музыкальные фрагменты различных размеров (марш, русская народная плясовая, вальс).
Ход игры.
Ребёнка заранее знакомят с мелодией и движениями, которые соответствуют данной музыке.
Ребёнок нажимает на снежинку, звучит музыка. Если он её узнал, изображает, что можно делать под эту музыку: ходьба на лыжах, кружение на коньках, скатывание с горки на санках. Через 15 секунд появляется картинка.
Ребёнок сопоставляет свои действия с картинкой.
Желаем Вам творческих успехов!