Приложение МААМ

Использование элементов логоритмики в деятельности педагога-дефектолога

Юлия Сухарева
Использование элементов логоритмики в деятельности педагога-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы

Использование элементов логоритмики в деятельности педагога-дефектолога

Авторы статьи: Краева Наталья Михайловна, Сухарева Юлия Евгеньевна

Число детей, имеющих особенности развития, выросло в России за три последних года на 6 процентов. Российская газета от 11.07.2021 (https://rg.ru/tema/obshestvo/)

Согласно статистике МАДОУ №410 у детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих диагноз задержка психического развития, наблюдается 100% вторичное тяжёлое нарушение речи, недостаточно развита моторика и координация движений. 38% - это часто болеющие и ослабленные воспитанники.

Публикация «Использование элементов логоритмики в деятельности педагога-дефектолога» размещена в разделах

Коррекционная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, обогащение словаря и развитие связной речи, укрепление общих движений и мелкой моторики, индивидуальная работа по коррекции нарушений речи позволяют компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательную школу.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Для успешного преодоления речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой мы используем в коррекционно-образовательной работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ логоритмические упражнения.

Логоритмические упражнения обеспечивают развитие функциональных систем у детей – дыхания, голосовой функции, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания в целом, процессов запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Особенности познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР при поступлении в школу:

Соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы, а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи).

Низкая познавательная активность проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Эффективность восприятия снижена, а образы — недостаточно дифференцированные и полные.

Не достигают необходимого для начала обучения уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности.

Внимание характеризуется низкой концентрацией; повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий.

Во всех видах мыслительной деятельности обнаруживается отставание. Не высокий уровень сформированности интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса.

Замедленное формирование соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Отставание в речевом развитии снижение активного запаса слов, низкая линейная протяженность фразы в 3—4 слова, ошибки унификации окончаний родительного падежа множественного числа — типа «глазов», «стулов»

Фонетическая сторона речи страдает нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Отмечается общая вялость артикуляции, снижение тонуса артикуляционных мышц.

Низкий уровень владения звуковым анализом слова

Отставание в развитии двигательной сферы, характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движения.

Трудности при выполнении движений по словесной инструкции (проявляется в выполнении ритмических движений под музыку и др.)

Трудности ориентирования в пространстве.

Недостаточная координация пальцев, кисти руки (малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий, недоразвитие мелкой моторики

Трудности овладения точными дифференцированными движениями

Задачи логопедической ритмики:

Оздоровительные:

Укрепление костно-мышечного аппарата

Развитие дыхания

Развитие моторики

Общеразвивающие упражнения

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Простейшие элементы массажа

Коррекционно-образовательные:

Формирование двигательных навыков и умений

Знакомство с разнообразием движений

Знакомство с пространственной организацией тела

Формирование навыков правильного употребления звуков

Коррекционно-развивающие:

Преодоление основного речевого нарушения

Развитие дыхания

голоса

артикуляции

Развитие и совершенствование основных психомоторных качеств на непроизвольном уровне (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной)

Развитие и коррекция зрительно-двигательной координации, слуха и речи

Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания

Развитие слухового и зрительного восприятия

Увеличение объема памяти

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений

Способности ритмично двигаться под музыку

Критически относиться к своим движениям и речи

Воспитание синхронности движений

Воспитание умения перевоплощаться, выразительности движений и грации

Данные особенности познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР учитывались при планировании коррекционной работы по использованию логоритмических упражнений.

Логоритмические упражнения в деятельности дефектолога тесно вплетаются в игры, направленные на повышение познавательной активности детей и развитие основных психических процессов и реализуются через организацию игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Нами были подобраны игры в соответствии с основными лексическими темами, внесены изменения, дополнения в игровое действие в соответствии с поставленными задачами.

Могут включать в себя следующие элементы логоритмики:

• Оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

• Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей.

• Упражнения на развитие координации пальцев, кисти руки с речевым сопровождением - пальчиковые сказки, игры, гимнастика. Использование различных предметов: бельевых прищепок, су-джок, шишек, карандашей и т. д.

• Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

• Упражнения для укрепления мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

• Стихи для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, сопровождаемые движением (в том числе в соответствии со словами).

• Музицирование на детских музыкальных инструментах, использование самодельных.

• Специальные упражнения для укрепления дыхательной мускулатуры и формирования правильного физиологического и речевого дыхания.

• Музыкальные игры, развивающие чувство ритма, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.

• Коммуникативные игры.

• Подвижные игры и динамические паузы.

Помимо занятий в кабинете предусмотрены занятия в музыкальном и спортивном залах.

Вашему вниманию мы предлагаем следующие игры:

«Классификация»

Цель. Развитие предпосылок логического мышления с помощью мыслительных операций «классификация» и «обобщение».

Задачи:

• развивать умение разделять предметы по определённым признакам (по назначению предмета, называть группу предметов обобщающим словом;

• расширение и активизация словаря;

• развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма;

• воспитание умения точно следовать инструкции;

• активизация слухового внимания детей, развитие способности быстро реагировать на стоп - сигнал.

Оборудование: 4 большие карточки – кормушка на фоне зимнего пейзажа, шкаф в прихожей с полкой для головных уборов и полкой для обуви, празднично украшенный зал, зимний пейзаж с горкой; маленькие картинки по количеству игроков – зимующие птицы (снегирь, синица, воробей, ворона, дятел, сорока, зимние забавы (дети на коньках, лыжах, бублике, ледянке, санках, зимняя одежда, обувь, головные уборы (для девочек и мальчиков, атрибуты новогоднего праздника – украшенная ёлка, новогодние игрушки, дети в новогодних костюмах, подарки, Дед Мороз, Снегурочка; музыкальное сопровождение – минус «Песенка Буратино» композитор Рыбников А., звуки природы - голоса птиц воробья и синички.

Ход игры.

Дети под музыку на носочках бегут вокруг стульчиков за водящим по кругу. Стульчики стоят кругом в середине зала, повёрнуты сиденьями из круга, на сиденьях лежат маленькие картинки с изображением различных предметов. По окончании музыки дети останавливаются перед стульчиками.

Ребёнок берёт маленькую картинку, рассматривает её, самостоятельно выделяет признак, по которому её можно отнести к той или иной группе. Относит к одной из больших картинок, расположенных в разных местах комнаты в соответствии с принадлежностью к той или иной группе (классификацией) – зимующие птицы, зимние одежда, обувь, головные уборы, зимние забавы, новогодний праздник. Воспитаннику предлагается обосновать свой выбор. Со звучанием музыки, игра продолжается.

В конце игры делается вывод, по какому признаку классифицировались предметы, назвать их обобщающим словом.

Закончить выполнение упражнения зимующими птицами.

Первый вариант

Предложить детям прослушать фонограмму с голосами зимующих птиц и отгадать, какая птица прислала звуковое письмо. Догадаться, о чём она нам хотела сообщить.

Второй вариант

«Кто же это?»

Дидактические задачи: развитие просодических компонентов речи, памяти, активизация словарного запаса по заданной лексической теме.

Игровой материал: картинки с изображениями зимующих птиц, птичьи силуэты из бумаги.

Методика проведения. Дети стоят перед мольбертом, на котором расположена большая картинка с изображением кормушки и маленькие с зимующими птицами. Педагог держит в руках вырезанный из бумаги силуэт птицы и передавая его ребёнку спрашивает: «Кто же это?»

Ребёнок: «Может быть, это синица» (интригующая интонация).

Педагог отдает силуэт следующему ребенку и т. д.

Раздав все силуэты, педагог предлагает выбрать соответствующую силуэту птицу и «оживить» ее с помощью звукоподражаний (цвинь-цвинь, тук-тук, кар-кар, чик-чирик, гули-гули).

«Одень куклу на прогулку»

Цель. Развитие произвольного зрительного восприятия, мыслительных операций, внимания.

Задачи:

• формирование представления о сезонных явлениях природы, учить подбирать одежду по погоде;

• активизация словарного запаса по теме «Зимняя одежда»;

• знакомство с сезонными (зимними) предметами одежды;

• закрепление названия одежды, правильной очередности надевания предметов гардероба;

• дать представление о классификации предметов: головные уборы, одежда, обувь;

• развитие внимания, логики, речевых навыков;

• улучшение зрительного восприятия, подготовка к школьным занятиям;

• развитие коммуникабельности, формирование положительного отношения к организованным действиям.

Оборудование: Игровое поле, которое состоит из девяти клеточек. В левой верхней клеточке находится рисунок куклы в штанах, кофте и сапожках. В оставшихся двух верхних горизонтальных клеточках расположены зимние шапки зелёного и синего цвета. В клеточках с левой стороны листа находятся пальто синего и зелёного цвета. Остальные клетки свободные. 4 карточки с изображением одетой на зимнюю прогулку куклы: синее пальто и синяя шапка, синее пальто и зелёная шапка, зелёное пальто и синяя шапка, синее пальто и синяя шапка.

Ход игры.

Перед игрой уточняем, в какое время годы мы носим тёплое пальто и тёплую шапку, почему, в какой очерёдности надеваем данные предметы гардероба.

Необходимо расположить маленькие картинки с изображением куклы с набором зимней одежды в разных цветах в соответствии с заданным цветом пальто и шапки.

Ребёнку предложены четыре картинки с изображением куклы в шапке и пальто разного цвета, из которых он должен выбрать только те, которые подходят по цвету пальто и шапки к выбранному «окошку».

После того, как ребёнок справился с заданием, предлагаем заменить цвет на звук. Голубой – [a], зелёный - [у]. И построить моделей для выхода на подиум в соответствии с «песенкой». Напоминаем, что сначала мы надеваем пальто, а затем, шапку.

Педагог произносит слоги, в соответствии с которыми, ребёнок выставляет картинки.

Ребёнок самостоятельно называет слоги.

«Снежок»

Цель. Развитие ассоциативного мышления, словарного запаса, памяти и воображения.

Задачи:

• развитие слухового внимания, чувства темпа и ритма, координации движений и музыки;

• развитие способности к сотрудничеству в группе

Оборудование: шарик, набитый крупой (200 грамм, обшитый голубой тканью – снежок; музыкальное сопровождение - «Йенька» музыка Подэльского Г.

Ход игры.

Перед игрой педагог с детьми обговаривают, что они будут придумывать ассоциации на слово «зима».

Дети, стоя в кругу, под музыку передают снежок соседу слева на сильную долю такта исполняемого музыкального произведения в следующей последовательности – перекладывают из правой руки в левую и затем, передают соседу слева, кладя на его правую ладонь сверху. У кого в конце окажется снежок, тот придумывает ассоциацию на слово «зима». Затем игра продолжается. Повторяться – нельзя.

Зима – снегурочка, подарки, санки, снеговик, снег, мороз, холод, ёлка, Новый год, Дед Мороз, лыжи т. д.

Второй вариант:

У кого в конце окажется снежок, тот показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.

«Лесной хор»

Задачи:

• воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса;

• активизация зрительного внимания;

• развитие силы и длительности речевого выдоха;

• развитие неречевого и речевого дыхания, развитие силы и длительности речевого выдоха;

• раскрепощение голосового аппарата;

• развитие артикуляционной моторики.

Оборудование: маски животных, дирижёрская палочка.

Ход игры.

Перед началом игры педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх — звук усиливается, когда руки опускаются вниз — звук становится тише, когда руки сжаты «в замок» — тишина.

Дети в масках стоят, как артисты хора. Педагог показывает артикуляцией губ определённую гласную и направляет дирижёрскую палочку к одному из детей, ребёнок начинает петь (лиса - [А], белочка - [О], волк – [У], лось - [Ы], заяц - [И]). Пока дирижёрская палочка указывает, необходимо пропевать звук. Взмах палочкой перед собой и поют все животные одновременно.

Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения.

Мы повысили эффективность занятий, вовлеченность и мотивацию детей за счет игр в интерактивном формате. Игры вовлекают ребенка в процесс, и он с удовольствием обучается. Игры построены на иллюстративном материале лексической темы.

Разработаны с учетом здоровьесберегающих технологий (направлены на оздоровление и укрепление нервной системы и организма в целом): они короткие, в них нет очень ярких цветов, мелких деталей и резких звуков.

Игры помогают развивать память и внимание, логическое, пространственное и творческое мышление, расширять кругозор детей, подготовить к школе, развить крупную и мелкую моторику.

«Продолжи ряд»

Дидактическая игра в программе Smart Notebook.

Может быть использована для организации индивидуальной работы.

Цель. Развитие предпосылок логического мышления с помощью логического приёма «сериация».

Задачи:

• развитие умения мысленно устанавливать связи между предметами и расположением их в определённой последовательности;

• развитие логического мышления, зрительного и слухового восприятия, активизация внимания;

• развитие ориентировки в пространстве, быстроты реакции;

• формирование умения активно включаться в образовательный процесс;

• вырабатывание усидчивости, концентрации внимания, зрительного сосредоточения;

• воспитание умения самостоятельно выполнять задание.

Оборудование: дидактическая игра в программе Smart Notebook. На сенсорной доске произвольно расположены картинки с изображением лыж и санок.

Ход игры.

Педагог предлагает ребёнку выложить ряд из картинок с изображением лыж и санок. Один хлопок в ладоши – это санки, два хлопка о колени – лыжи. I – II - I – II - I - II. Степень сложности задания зависит от индивидуальных возможностей воспитанника. После выполнения первой части задания, педагог объясняет, что картинки в логическом ряду расположены в определённом порядке. Воспитаннику предлагается внимательно рассмотреть образец построения цепочки, подумать и догадаться, какая картинка должна стоять в пустой клетке и объяснить свой выбор. Продолжить выкладывать ряд, используя иллюстративный материал, по предложенному образцу самостоятельно.

Если игра проходит в программе Microsoft Office Power Point, то необходимо навести на нужную картинку курсор мыши, в программе Smart Notebook – дотронуться рукой.

После завершения деятельности, предложить ребёнку проверить правильность выполнения задания, отхлопав ритм. Если задание выполнено неправильно и ребёнок не нашёл ошибку, сверить с образцом на доске.

«Угадай мелодию»

Дидактическая игра в программе Smart Notebook.

Может быть использована для организации индивидуальной работы.

Цель. Различение контрастной музыки, развитие наглядно-образного мышления.

Задачи.

• развитие умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;

• развитие умения передавать с помощью движений характер музыки;

• развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы;

• развитие музыкально-двигательной памяти, ориентировки в пространстве, пластичности движений;

• развитие грациозности движений, умения импровизировать, создание пластичных образов.

Оборудование: Дидактическая игра в программе Smart Notebook. На экране сенсорной доски на зимнем фоне расположены три снежинки, при поочерёдном нажатии на которые звучит музыка, через 15 секунд появляется изображение - лыжника, фигуриста, саночника; музыкальный материал - музыкальные фрагменты различных размеров (марш, русская народная плясовая, вальс).

Ход игры.

Ребёнка заранее знакомят с мелодией и движениями, которые соответствуют данной музыке.

Ребёнок нажимает на снежинку, звучит музыка. Если он её узнал, изображает, что можно делать под эту музыку: ходьба на лыжах, кружение на коньках, скатывание с горки на санках. Через 15 секунд появляется картинка.

Ребёнок сопоставляет свои действия с картинкой.

Желаем Вам творческих успехов!

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет)Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть первая) Древняя мудрость гласит:"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов логоритмики в деятельности педагога-дефектолога
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 22:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов логоритмики в деятельности педагога-дефектолога» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сухарева (УИ 856267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД