Елена Печкурова
Использование элементов детской йоги на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога с детьми ОВЗ (йога-терапия)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов детской йоги на коррекционно – развивающих занятиях педагога – психолога с детьми ОВЗ (йога - терапия).
Подготовила:
Педагог – психолог
Печкурова Е. А.
Г. о. Тольятти
Развитие детей с ОВЗ является сложной и трудоемкой коррекционной работой, которая включает в себя не только развитие речи, но и оздоровительные мероприятия, развитие мыслительных и психических процессов. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ необходимо находить и адаптировать новые подходы к активизации речемыслительной и здоровьесберегающей деятельности. Учитывая, что ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра, нужно выбрать такое направление в системе коррекционно – развивающих занятий, которое удовлетворило бы и потребность в движении, и в оздоровлении, и в творчестве.
Публикация «Использование элементов детской йоги на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога с детьми ОВЗ (йога-терапия)» размещена в разделах
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в данных направлениях. Она актуальна при работе с детьми с гиперактивностью, беспокойством, стрессами, нарушением питания, тревожностью, слаборазвитостью мышц ног и рук, спины, агрессивностью.
Несмотря на то, что этот вид физической активности может быть больше использован как самостоятельное направление на занятиях физвоспитания, некоторые элементы применимы на занятиях педагога – психолога, в частности как элементы релаксации и концентрации внимания на материале. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнований. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир. Занятия йогой с детьми, как правило, проходят в игровой форме. Элементы можно подбирать по тематике занятия, сами асаны и выполнение – от простого к сложному.
Практически все педагоги могут использовать элементы йоги на своих занятиях (физинструкторы, музыкальные руководители, учителя – логопеды, дефектологи) :
• Медитация и дыхание (обучение детей техникам медитации и дыхательным упражнениям).
• Мантры (пропевание звуков и звукосочетаний).
• Разминка (обучение техникам самомассажа, массаж, суставной гимнастики, техникам глазодвигательных упражнений).
• Мудры (упражнения для кистей рук).
• Асаны (удобные оздоровительные положения тела).
• Шавасана (релаксация, перерзагрузка).
Результативность при использовании йога-терапии :
- установление психологического комфорта в коллективе,
- умение детей осознанно работать с телом,
- формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в деятельности; чувства доброты, сострадания умение радоваться за успехи товарища; коммуникативных навыков).
Упражнение на дыхание (медитативное) :
Принято считать, что медитация требует особенной взрослой самодисциплины и концентрации внимания. На самом деле эту технику можно использовать в любом возрасте. Для начинающих основа медитации — это дыхание. Выполнение нестандартных упражнений на дыхание приводит детей в неописуемый восторг. Это даёт им умиротворение, ощущение простора, внутренней силы и помогает сосредоточиться. Это очень мощная практика работы со стрессом, тревогой и страхом.
Комплекс дыхательных упражнений на глубокое расслабление укрепляет нервную систему, улучшает общее состояние, развивает концентрацию внимания и другие ВПФ.
Итак, упражнение для развития правильного глубокого диафрагмального дыхания «Воздушный шарик» :
Выполняется лёжа, сидя или стоя:
• Удобно сядьте. Закройте глаза
• Сделайте медленный глубокий вдох заполняя живот воздухом, как будто вы пытаетесь надуть большой воздушный шар. Старайтесь надуть живот так сильно, насколько это вам возможно.
• Медленно выдох через нос.
Следует напоминать ребенку расслаблять все тело при каждом выдохе. Можно при выдохе издавать тихое «ш-ш-ш» или «с-с-с», тем самым дополнительно автоматизируя нужный изолированный звук.
Для гиперактивных дошкольников подойдет более динамичный вариант:
Всё тоже, но добавляем движения:
- раскиньте руки в стороны и над головой, представляя, как этот шар растет внутри живота. А теперь я лопну ваш шарик. Когда услышите хлопок, резко выдыхайте через нос и падайте на коврик.
Упражнение для разминки
Полезен детям самомассаж: лица, головы, языка, шеи, рук, ног и других частей тела. Самомассаж - это ещё и одно из средств профилактики и коррекции речи детей.
Упражнения можно проводить с использованием нетрадиционных материалов: грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и массажеры, Су Джок и других предметов.
Например, «Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга с ребристым карандашом в руках.
Мы как древние индейцы добываем огонек:
Вот ладошки разотрем
Будет нам тепло с огнем.
Или Су Джок – колючий шарик:
Вот колючий шарик-ёжик
Он без ручек и без ножек
Шарик твердый и упругий
Он катается по кругу
Такие упражнения можно использовать как для кистей рук, так и для стоп.
Можно предложить детям выполнить массаж в парах или цепочкой, или встав друг за другом. Такие коммуникации детям особенно нравится.
Упражнения на релаксацию (Шавассана)
Хорошо отдохнуть под приятную музыку в «Шавасане» – это поза лежа на спине, раскинув руки, ноги, максимально расслабив всё тело. Шавасана позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, а это является главным условием для естественной речи.
Примечание: естественно, для занятий выбирается комната с ковровым покрытием, либо с персональными ковриками (сенсорная комната, физзал). Необходимо знать неврологический статус ребенка (есть противопоказания к выполнению, ознакомиться с медкартой или проконсультироваться у медсестры ДОУ)