Ирина Бойчук
Использование технологий взаимодействия с социальными партнерами ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство в дошкольном образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность между ДОО и другими социальными институтами, которая приводит к позитивным и разделяемым результатам. Развитие социальных связей дает дополнительный импульс для развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями и другими социальными институтами, способствует обогащению образовательного процесса. Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, ДОО важно:
Публикация «Использование технологий взаимодействия с социальными партнерами ДОО» размещена в разделах
четко обозначать цели развития ДОО и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения и повышения статуса дошкольного образования;
владеть методами, формами, технологиями организации эффективного взаимодействия с социальными партнерами;
предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОО;
повысить качество образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника, качественную подготовку ребенка к обучению в школе).
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам в решении поставленных целей и задач. Создаются условия для:
- расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями и достижениями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОО (экскурсии, поездки, походы);
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, с представителями разных профессий; воспитания уважения к труду взрослых, результатам их труда.
Приоритетными направлениями работы ДОО являются «Познавательно (экологическое) образование воспитанников» и «Духовно – нравственное воспитание».
В связи с чем надежными партнерами ДОО на протяжении нескольких лет являются:
Полярно – Альпийский ботанический сад – институт им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН.
Институт промышленных проблем экологии Севера.
Городская детско – юношеская библиотека.
Библиотека – музей г. Апатиты.
Дом детского творчества им. А. Е. Ферсмана.
Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Апатиты.
Основными целями сотрудничества с научными и культурными социальными институтами являются:
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Экологическое, краеведческое образование детей; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Несколько лет ДОО сотрудничает с научными сотрудниками
Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН. Научным сотрудником ПАБСИ во взаимодействии с педагогами детского сада разработана программа дополнительного образования «В царстве растений». Разработка программы вызвана ростом интереса к самому северному ботаническому саду России и в то же время ограниченностью общения детей с природой.
Основная цель: развитие познавательного интереса к живой природе и формирование природоохранного мировоззрения. Программа направлена на развитие личности ребенка, предполагает решение следующих задач:
- ознакомление с особенностями произрастания экзотических растений;
- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей природы;
- развитие умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения за экзотическими растениями;
- воспитание бережного и чуткого отношения к природе.
Реализация программы осуществляется непосредственно в ПАБСИ, где ребенок получает не только теоретическую информацию, но и подкрепляет ее уникальными фактическими наблюдениями.
Темы экскурсий в ПАБСИ:
«Многообразие растений».
«Самые первые, самые древние».
«Деревья, достигающие неба».
«Царицы пустынь и колючие ежики».
«Растения, «играющие в прятки».
«Растения – хищники и растения – паразиты».
«Значение растений в жизни человека»
Несколько лет ДОУ сотрудничает с научными сотрудниками Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра Российской академии наук. В тесном взаимодействии научных работников и педагогов детского сада реализуется проект «Юный эколог», целью реализации которого является развитие у воспитанников естественно-научных представлений о человеке и окружающей его среде, формирование экологической культуры, понимания взаимосвязи окружающей среды и состояния здоровья человека (и других живых объектов – растений, птиц, насекомых, животных, рыб). Темы творческих встреч и экскурсий с научными сотрудниками Института:
«Человек – часть природы».
«Микробы вокруг нас».
«Грибы на деревьях».
«Кто живет на дне озера?».
«Кто живет в аквариуме?»
«Лес – легкие планеты».
«Прикоснись к природе сердцем».
Дошкольное образовательное учреждение сотрудничает с педагогами дома детского творчества. Реализуется программа дополнительного образования «Любители природы@. Занятия направлены на формирование у детей элементарных представлений о домашних животных, домашних птицах (которые обитают в живом уголке ДДТ, ответственного отношения к миру природы. Предусмотрено практико-ориентированное знакомство детей с основными правилами содержания и ухода за живыми обитателями; понятиями зависимости самочувствия домашних питомцев от условий их содержания.
С работниками детско-юношеской библиотеки реализуется совместный проект «За
Полярным кругом», который предусматривает краеведческое образование детей старшего дошкольного возраста и разнообразные формы работы с ними, что, в свою очередь, способствует формированию интереса к книге, умению ориентироваться в библиотечном пространстве, усвоению правил поведения и пользования книгами в библиотеке.
Библиотека – музей города предоставляет не только традиционные формы сотрудничества, но и экскурсии в музее, где сосредоточены пособия, экспонаты, позволяющие в интересной форме знакомить с родным городом, родным краем, историей и культурой, природой и достижениями северян.
Темы экскурсий:
1. «История города Апатиты. История края» - информационно – познавательная программа «Юный строитель» : знакомство с географической картой, предметами быта, с профессией строителя.
2. «Животный мир Лапландского заповедника» - информационно – познавательная программа «Семилетний стрелок из лука» : быт народов саами, природа севера, сказки и легенды.
3. «Ремесла севера России» - информационно – развлекательная программа «Как рубашка в поле родилась» : знакомство со старинной технологией изготовления ткани, игровая программа.
4. «Минералогия» - информационно – развлекательная программа «Юный геолог» : знакомство с работой А. Е. Ферсмана, с профессией геолога.
Общение с книгой
- дарит радость, яркие положительные эмоции;
- помогает «посеять» зерна добра, любви, уважения;
- раскрывает творческие способности (литературные, изобразительные, организаторские);
- воспитывает юного читателя, ценностное отношение к художественной литературе, как виду искусства, родному языку и литературной речи;
- обогащает представления детей об особенностях литературы: ее видах и жанрах, творчестве писателей и поэтов (А. С. Пушкин, С. Есенин, Ф. Тютчев, В. Бианки, Е. Чарушин, К. Ушинский, М. Пришвин, Н. Сладков, Е. Пермяк, Г. Снегирев, творчестве художников – иллюстраторов детских книг (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин, Н. Устинов, Ю. Коваль);
- знакомит с природой Кольского полуострова, ее особенностями; развивает способность чувствовать красоту северной природы в разное время года, эмоционально откликаться на нее.
Сегодня перед ДОО стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания.
Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков истории своей страны.
Причинами создания единой модели духовно – нравственного воспитания в ДОО
стали:
Понимание актуальности и значимости проблемы духовно - нравственного воспитания.
Учет запросов и пожеланий родителей воспитанников, по письменным заявлениям которых продолжает функционировать кружок по основам православной культуры «Мир – прекрасное творение».
Учет пожеланий духовно – просветительского центра Храма Новомучеников и Исповедников Российских.
Организационная и просветительская помощь со стороны протоиерея Василия, настоятеля Храма.
Организация курсов непосредственно в г. Апатиты (Министерство образования и науки Мурманской области, что значительно повысило заинтересованность педагогов к данной проблеме и позволило повысить профессиональный уровень без отрыва от работы и начать формировать «команду единомышленников» в коллективе, заинтересованных в проведении целенаправленной работы по духовно – нравственному воспитанию, приобщению к социокультурным традициям и ценностям.
В тесном сотрудничестве с Храмом Новомучеников и Исповедников Российских в этом учебном году педагоги ДОУ:
- провели экскурсию для детей старшего дошкольного возраста в Храм;
- организовали выставку совместных творческих работ «Рождественская звезда»;
- провели родительское собрание по проблеме духовно – нравственного воспитания с участием протоиерея Василия.
Во взаимодействии с педагогом ДДТ провели и планируем еще провести цикл семинаров для дошкольных работников на тему: «Образ Богородицы в культуре наших предков».
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Ведь от нас, взрослых (родителей и педагогов) во многом зависит – каким вырастет сегодняшний малыш. Очень хотелось бы, чтобы - не равнодушным, а милосердным, трудолюбивым, добрым, активным, самостоятельным, любящим своих близких, свою Родину, уважающий традиции и культуру своего народа.
Эффективность организации социального партнерства очевидна :
Для детей: Для педагогов:
Расширение потенциальных возможностей дошкольного образования в условиях ДОО.
Конструирование современных форм организации детской деятельности.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных образовательных ситуациях.
Развитие компетентности дошкольников в различных сферах жизнедеятельности
(познавательной, речевой, социально – коммуникативной, художественно – эстетической, физической).
Формирование готовности к дальнейшему обучению.
Обновление образовательного процесса в системе вариативного дошкольного образования.
Разработка технологий :
- проектирования образовательной деятельности ДОО во взаимодействии с социальными партнерами по реализации Программы;
- развивающего взаимодействия педагогов и воспитанников ДОО.
Взаимодействие всех участников образовательных отношений
в современном образовательном пространстве ДОО; создание «команды единомышленников».