Анна Амельчева
Использование современных педагогических технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности, а именно:
• развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);
• развитие воображения как основы творческой деятельности;
• развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
Публикация «Использование современных педагогических технологий в ДОУ» размещена в разделах
• формирование в процессе игр нестандартного мышления;
• развитие координации и мелкой моторики;
• организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии :
- Концептуальность
- Системность
- Управляемость
- Эффективность
- Воспроизводимость
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
1. Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
2. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
3. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности
3. технология исследовательской деятельности
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. технология портфолио дошкольника и воспитателя
7. игровая технология
8. технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач, и др.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
2. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
3. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
4. группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Главное соблюдать целевые ориентации.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение
ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще учебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения;
развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к
условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению;
психотерапия.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры-драматизации специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Специфика игровой технологии
Игровая среда: игры с предметами без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные с ТСО, с различными средствами передвижения.
В своей работе я использую сюжетно-ролевые игры: «Гости», «День рожденья», «Волшебники», «Магазин», «Школа», «Библиотека» и т. д.
Потому что они помогают способствовать переносу освоенного в совместной игре опыта в самостоятельные игры. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Особенно детям нравится игра «Поликлинника».
Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской поликлинике.
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.
«Парикмахерская»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу
Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок.
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос и т. д.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Народные игры, которые я использую в свой работе с детьми.
Игра «Прятки по-американски» (Америка).
Цели: воспитывать у детей самообладание, настойчивость в достижении цели при решении игровой задачи, развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры.
Прятки по-американски очень отличаются от нашей игры: один прячется, а все остальные ищут. Тот, кто его находит, должен спрятаться вместе с ним. Надо потихоньку пробраться в укромное местечко и сидеть тихо-тихо, чтобы не быть обнаруженным. Когда последний игрок понимает, что остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и игра начинается снова.
«Больная» кошка» (Бразилия).
Цели: стимулировать двигательное творчество детей; содействовать развитию инициативы, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.
Ход игры.
В данной игре могут принимать участие от 5 человек. Из игроков выбирается один, который будет "здоровой кошкой" и задача которого - поймать и запятнать остальных участников. Запятнанные участники должны помогать "здоровой кошке», держась одной рукой за то место, до которого она дотронулась. Пятнать оставшихся участников "больные кошки" могут только свободной рукой. Оставшийся незапятнанным участник становится «здоровой кошкой" в следующем туре игры.
«Ручеек» (Россия).
Цели: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.
Ход игры.
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.
Подвижные игры и игры на воздухе в старшем дошкольном возрасте играют немаловажную роль. Цель: развитие быстроты, ловкости, внимания, а также мышления.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Литература
1. Васильева М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. “Методические рекомендации” (к программе воспитания и обучения в детском саду). М. 2005 г.
2. Венгер Л. В., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. “Воспитание сенсорной культуры ребенка”. М. “Просвещение” 1988 г.
3. Г. Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений», - М. : Международная педагогическая академия, 1994
4. Д. Эльконин «Психология игры», - М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999г.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Как играть с детьми», -М. : Академический Проект, 2001г.
5. Хорько Т. Г, Воскобович В. В “Сказочные лабиринты игры. (Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 3-7) Санкт Петербург 2007.