Петрова Ульяна Васильевна
Использование технологий развития лексико-грамматических компонентов речи на занятиях с детьми с ОВЗ в школе
▼ Скачать + Заказать документы
За последние десятки лет в логопедии накоплено большое количество различных методик, научных трудов, статей по коррекционно-развивающей работе с детьми не только дошкольного, но и школьного возраста. Ведь, как отмечает практика, не все дети приходят в первый класс без нарушений дефектов в произношении звуков, с достаточно развитой связной речью.
Публикация «Использование технологий развития лексико-грамматических компонентов речи на занятиях с детьми с ОВЗ в школе» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Проследив динамику нашей школы за последние три года, отмечено, что в первый класс поступает 30% детей только с нарушением звукопроизношения. И каждый из детей требует особого внимания и коррекционной работы. Помимо детей, поступающих в первый класс, особое значение уделяется детям с ОВЗ, у которых страдает не только звуковая сторона речи, но и лексика и грамматика. С такими детьми проводится комплексная индивидуальная работа по развитию всех компонентов в речи.
В помощь логопедам и педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, разработано очень много разных развивающих технологий :
- технологии развития мелкой моторики,
- технологии развития артикуляционной моторики,
- технологии развития фонематического слуха,
- технологии развития речевого дыхания и голоса,
- технологии развития лексико-грамматических компонентов речи,
- технологии развития связной речи.
Каждая технология включает в себя ряд методик, которые используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Хотелось бы остановиться подробнее на некоторых методиках технологии развития лексико- грамматических компонентов речи.
Эта технология включает такие методики, как:
- синквейн,
- лимерики,
- инсценирование,
- метод ассоциативных связей, или «Образ слов»,
- типовые приемы фантазирования (инверсия, многозначность, признаки, наблюдение)
- методы дивергентного речевого развития,
- методы креативного речевого развития (креативное речевое моделирование, мозговой штурм, образная мозговая атака, корабельный совет, аналогии Синектика, оператор РВС, метод маленьких человечков, метод «хорошо-плохо», метод каталога, игра «Наоборот», морфологический анализ, метод фантограмм, цепочка противоречий, упражнение «Елочка»)
Отмечено, что многие дети с ОВЗ очень любят пофантазировать, помечтать, потому что весь мир для них – особый, необычный. И люди для них кажутся абсолютно другими. Поэтому для таких детей необходимо подбирать такие упражнения и игры на занятиях, которые их не только увлекут, но и будут направлены на развитие воображения, мышления и речи.
Удобство данных методик в том, что на одном занятии можно использовать по две, три методики. Например, можно предложить ребенку поиграть в игру «Елочка» (метод креативного речевого развития).
Ход игры: записать стартовое слово – имя существительное в единственном числе в именительном падеже (например, слово, относящееся к теме, над которой работает учитель или логопед). В течение 40 секунд к этому слову подобрать ассоциирующие слова. Делать переключение через каждые 40 секунд. Например: Весна – дерево, почки, ручейки, солнце. Солнце – жара, тепло, лето, игра, мяч. Мяч – круг, резина, спорт. Спорт – борьба, волейбол, бег.
В итоге игры ребенок напишет и назовет большое количество разных слов, связанных с другими словами. Здесь же можно предложить метод креативного речевого моделирования, когда предлагается ребенку прочитать два слова из предыдущего упражнения: одно - в начале строки, другое – в конце строки. Затем предлагается найти общее между этими двумя предметами или понятиями. Дети, у которых хорошо развито воображение, могут назвать много необычного. Например: Весна и бег (Когда наступает весна, дети и взрослые занимаются спортом, бегают на улице, потому что становится тепло.).
Продолжить занятие можно по методу дивергентного речевого развития. Данный метод заключается в том, что ребенку рекомендуется назвать три-четыре существительных на изучаемую тему, а затем к каждому существительному подобрать прилагательные. Например: Весна, листочки, ручейки, кораблики. Весна- теплая, солнечная, веселая. Листочки – зеленые, маленькие, красивые. Ручейки – прозрачные, холодные, быстрые. Кораблики – белые, бумажные, маленькие.
В результате такой работы дети не только освоят изучаемую тему, но и достаточно хорошо покажут свои навыки в развитии речи.
Данные методики можно использовать на занятиях как индивидуальных, так и подгрупповых. И чем разнообразнее и интереснее логопеды и педагоги будут комбинировать развивающие методики и технологии на своих занятиях, тем интереснее ребенку будет само занятие, тем увлекательнее для него будет обучение в школе.
Литература:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.
2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории (использование элементов ТРИЗ). С-Пб, Детство-пресс, 2003.
3. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. С-Пб, Детство-пресс, 2003.