Любовь Шураева
Использование современных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конституция РФ гарантирует, что каждый имеет право на образование. Новая школа- школа для всех, необучаемых детей нет. Поэтому в последнее время создаются условия для получения качественного образования и социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством организации инклюзивного образования, которое предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды и обеспечивает равные условия с обычными детьми для получения образования. И вот, для реализации полноценного обучения, оздоровления, воспитания, социальной адаптации, используются современные педагогические технологии. Хочу остановиться над наиболее эффективными образовательными технологиями.
Публикация «Использование современных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Личностно - ориентированные обучение с детьми ОВЗ представляет собой развитие личности ребенка, обеспечение для него комфортных условий развития, реализации его потенциала. Цель личностно-ориентированного обучения: создание благоприятных условий для ребенка (поощрение, стимулирование, веру в свои силы, успех, развитие индивидуальных и творческих способностей. Я ставлю перед собой цель: учить, воспитывать, развивать ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта.
Можно сделать вывод, что во главу угла личностно-ориентированного обучения лежит воспитание и обучение конкретного ребенка, причем в данном случае ребенка с ОВЗ, которого мы обязаны принимать, таким, какой он есть, понимать его, признавать, что перед нами личность. Для отработки навыков осмысленного чтения, письма и развития связной речи на уроках использую творческие задания (тексты с картинками, тексты с хвостами, тексты с дырками, тексты-половинки, перевернутые тексты, сами составляем ребусы, кроссворды, выполняем задания с шифровкой, филлворды, лабиринты и т. д. Весьма эффективно использовать дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности.
Большую роль в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья играет и коррекционная работа, которая затрагивает вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий, а самое главное, систематизация коррекции недостатков в развитии ребенка. Помочь ему адаптироваться в коллективе, вообще в жизни, развитие положительных отношений с учителем, родителями, специалистами, сверстниками, создание комфортных условий для учебной деятельности.
Например, на уроке математики, ребенок выполняет задание: расставь по порядку числа и соответственно буквы. Получает слово бабочка.
2 4 6 1 7 5 3
а о к б а ч б
Ребенок слушает терапевтическую сказку «Бабочка».
Следующее задание: положи столько бабочек, сколько….
Или раскрась столько бабочек, сколько … Можно дать задание дорисуй бабочку, найди, спрятавшихся бабочек и т. д. Затем мы конструируем бабочку из бумаги (оригами). Тут же проводим упражнение на развитие пространственных представлений (Куда села бабочка) и дыхательную гимнастику «Бабочка, лети»!
Цели:
Образовательные: закрепить счет предметов в пределах 10, формировать пространственные представления.
Развивающие: развитие личностных компонентов познавательной деятельности, речи, мелкой моторики, правильного дыхания, предупреждение психофизических перегрузок.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающему миру, доброту.
Важным требованием ФГОС является системно-деятельный подход в обучении, особенно детей с ОВЗ. Для достижения планируемых результатов образовательного процесса, развития индивидуальных способностей создаются всевозможные условия. Широко используется методика Монтессори, карточки Домана, карточки PEKS(для аутистов, песочная терапия и другие. Я использую нетрадиционный метод деятельности- акватерапию. Игры с водой очень нравятся детям.
Задание: если услышишь гласный звук, будешь опускать руки в воду, а можно опускать или наоборот поднимать камешки «марблс», ракушки. Или такое задание: плавают пластмассовые буквы, ребенок достает их и составляет слово. В начальной школе можно использовать элементы эбру-терапии. Например, напиши на воде цифру, букву, слог, слово, пример, фигуру. Или учитель пишет, а ученик угадывает. Цель такой деятельности: формирование УУД, стабилизация психического и физического состояния ребенка, развитие мелкой моторики руки, интереса к учебной деятельности.
Девиз игровой технологии : обучать играя. Итак, игра для детей с ограниченными возможностями.
Применение игр в учебном процессе организует, активизирует, заинтересовывает детей в начале урока, способствуют усвоению учебной программы, развивают интеллектуальные способности, сенсомоторную и эмоционально-волевую сферы, снижают уровень утомляемости, улучшают коммуникативные функции, носят поисковый характер. А также позволяют сделать учебный процесс интересным и эффективным.
Заметила, что детям очень нравятся игры с красивыми камешками «марблс», с палочками-стучалочками (клавесами, кеглями, прищепками. При игре с этими предметами развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции, которые стимулируют нервную систему. Например, при помощи палочек ребенок делит слова на слоги (столько ударов, сколько слогов, определяет количество слов в предложении. А вот тактильная игра: ребенок перекатывает палочку между ладонями или пальцами и произносит:
«Палочку катаю, палочку катаю, и слова на букву… я называю».
Игра с кеглями на коррекционно-развивающем уроке по математике.
1. Счет кеглей, затем выставляют столько, сколько …
2. Дуем и роняем кегли (дыхательная гимнастика, с прикрепленными примерами и решаем их. Затем делаем узор по какой-то закономерности (развитие мышления). Проводим музыкальную физминутку «Собери кегли». Видно, что задания усложняются. Таким образом, мы обучаем играя, а не просто играем.
Основная цель здоровьесберегающей технологии : укрепление и сохранение здоровья обучающихся. Это: санитарные нормы, гигиенические требования, диспансеризация, питание, физкультурно-оздоровительные мероприятия, беседы о ЗОЖ, работа школьного психолога и многое другое. Представьте, а перед нами ребенок с ограниченными возможностями. К таким детям нужен индивидуальный подход, лечебная физкультура, меньшая плотность нагрузки. Организуя работу по данной технологии, в своей работе использую : физминутки, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, музыкально-ритмические упражнения (для координации движения, динамические паузы, прогулки, экскурсии, музыкальные игры, упражнения психологической саморегуляции (песочную терапию, акватерапию, терапевтические сказки, музыку-релакс, игры с массажным мячиком, игры для мелкой моторики, тактильные игры и другие.
Например, после работы с компьютером, ребенок выполняет музыкальную физминутку «Компьютер».
Использование мультимедийных презентаций, интерактивных досок позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Работа с компьютером помогает лучше усвоить информацию, активизирует внимание. У ребенка повышается мотивация, развивается творческий потенциал. Организовать обучение детей с ограниченными возможностями можно дистанционно. Ученик может участвовать в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах.
Для успешного обучения, оказания помощи в формировании полноценной жизненной компетенции, межличностных отношений, поддержки психических, физических недостатков, инклюзивное обучение предусматривает коррекционно-развивающую технологию. Занятия с дефектологом, логопедом, психологом и другими специалистами, коррекционно- развивающие занятия по отдельным предметам, занятия лечебной физкультурой., адаптированная образовательная программа, открытие дополнительных классов и т. д. В заключении хочется отметить, что применение в работе с детьми с ОВЗ современных образовательных технологий является приоритетным направлением реализации ФГОС.