Папки-передвижки

Использование технологий проблемного обучения в ДОУ

Алла
Использование технологий проблемного обучения в ДОУ
▼ Скачать

Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС, а именно, теперь важно не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы. К тому же любознательность – естественная потребность дошкольников. Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно- тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остается прежней – ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект. Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно направляя деятельность дошкольника. Из истории проблемного обучения с изменениями в обществе появилась необходимость, реформации процесса подготовки подрастающего поколения. Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. СЛАЙД2

Публикация «Использование технологий проблемного обучения в ДОУ» размещена в разделах

Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой основным принципом было получение знаний путем самостоятельной исследовательской работы детей. Дж. Дью отмечал, что для разностороннего интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной активности и прирожденной любознательности малыша.

Что такое «проблемное обучение»? СЛАЙД 3 По мнению психолога М. И. Махмутова проблемное обучение — это «. процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно- познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем». Иными словами можно сказать, что проблемное обучение — это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на поисково- самостоятельную деятельность. Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания. СЛАЙД4

Особенности проблемного обучения.

знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде;

правила или инструкции не предлагаются;

поисковая деятельность детей стимулируются вопросами педагога.

Проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря незначительной помощи взрослого.

Слайд 5 и до 14

СЛАЙД 14

Этапы организации проблемного обучения Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых – формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. С. Л. Рубинштейн отмечает: «. особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленной на их «снятие». Например, если задать малышу младшей группы вопрос о том, почему плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися знаниями дошкольника (ребенок может ассоциативно сопоставить движение облаков с передвижением транспорта, полетом птиц и другими, известными ему уже знаниями) и тем, что малыш видит собственными глазами – облака, действительно, двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребенок 3-4 лет еще не может, так как не хватает знаний о природных и физических явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном этапе запущен – малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний, предлагая самые немыслимые варианты ответов. Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу. Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу. Например: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются – вот и подтверждение того, что облака плывут из-за ветра. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либо программный материал. Например, в нашем примере дети знакомятся с понятием ветра как природного явления. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».

Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 5 лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:

1. Эвристическая беседа – по наводящим вопросам воспитателя дети самостоятельно приходят к верному решению вопроса.

2. Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и серию картинок.

3. Дидактические творческие игры «На что похожи узоры», «Нарисуй узор», «Опиши узоры: какие они?». Экспериментальная работа предполагает еще большее пространство для творчества и познавательной активности детей. При помощью различных опытов можно ознакомить детей, например, со свойствами песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д., весом предметов (тяжелый, легкий, растениями (вырастить «на подоконнике» лук) и многими другими явлениями окружающего мира. Такая работа может применяться воспитателем как элемент запланированного занятия, в виде педагогического проекта (краткосрочного или длительного, а также как развлекательно-познавательное мероприятие. Например, можно организовать для воспитанников группы приключенческий квест «Тайны и загадки волшебницы Зимы», в содержание которого включить самые разные задания на объяснение природных сезонных явлений. Такую работу можно провести в рамках «Недели семьи» и пригласить принять участие не только воспитанников, но и их родителей с целью пропаганды проведения совместного досуга детей и взрослых, и ознакомления родителей с основами такой инновационной формой педагогической работы, как проблемное обучение. СЛАЙД 15,16,17.

Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью педагогических дискуссий и открытий.

СЛАЙД 18

Важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность.

Практическая работа с воспитателями – опыт с металлической крышкой от банки (кастрюли).

Играя летом с водой на участке, у ребёнка возник вопрос, почему металлическая крышка не тонет. Прежний опыт и знания ребёнка о свойствах материалов идут в противоречие с данным открытием. Ребёнок уже знает, что металлические предметы тяжёлые и в воде тонут. На примере данной проблемной ситуации рассмотрим алгоритм её решения, состоящий из 5 этапов постановка проблемы – «Почему металлическая крышка не утонула?»

актуализация знаний детей – «Металл тяжёлый, все предметы, сделанные из металла, в воде тонут»

выдвижение гипотез, предположений – «Эта крышка лёгкая», «Крышка лежит на воде, она большая, широкая, поэтому не утонула»… проверка решения – «Крышку переворачиваем вниз бортиками – она тонет. Бортики держали крышку? (наполняем крышку песком – крышка тонет. Чем же заполнена крышка с бортиками? (воздухом)».

Введение в систему знаний – «Воздух позволяет удержать крышку с бортиками на воде, т. к. воздух легче воды»).

Публикации по теме:

Применение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обученияПрименение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обучения Узнав о введении карантина в школе, первое, что я придумал - это провести дистанционный конкурс для детей: «Лучшая работа в условиях карантина».

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Использование камушков «Марблс» — нетрадиционный приём обученияИспользование камушков «Марблс» — нетрадиционный приём обучения Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева,.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологий проблемного обучения в ДОУ
Опубликовано: 13 апреля 2021 в 21:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологий проблемного обучения в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Алла в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД