Татьяна Уколова
Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Публикация «Использование технологии „Синквейн“ как средство активизации работы по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной.
Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Современные технологии речевого развития :
1. здоровьесберегающие технологии :
дыхательная гимнастика,
пальчиковая гимнастика,
игровой самомассаж,
сказкотерапия,
музыкотерапия;
арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности,
пескотерапия.
2. мнемотехника
3. технологии проектной деятельности
4. технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
5. технологии исследовательской деятельности
6. информационно-коммуникационные технологии;
7. личностно-ориентированные технологии
8. игровые технологии
Синквейн – технология
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Форма синквейна была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения. В России синквейн начал применяться с 1993 года.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Актуальность «Синквейна»
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Цель использования метода СИНКВЕЙН в работе с дошкольниками – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.
Синквейн способствует решению следующих задач:
• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
• отрабатываются знания о частях речи;
• знания о предложении;
• умение соблюдать интонацию;
• значительно активизируется словарный запас ребёнка;
• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
• активизируется и развивается мыслительная деятельность;
• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Синквейн- один из эффективных методов развития речи дошкольников
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Структура синквейна
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).
Практическая часть мастер-класса
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну)
1. ЯБЛОКО
2. Красное, сладкое.
3. Растёт, спеет, наливается.
4. Я ем яблоко.
5. Фрукт
1. КОТЁНОК
2. Чёрненький, пушистый.
3. Играет, спит, ест.
4. Я его люблю.
5. Домашнее животное.
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
Например: Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».
Зайчик. Лиса.
Слабый, трусливый. Хитрая, наглая.
Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.
Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо.
Сказочный герой. Сказочный герой.
Петух.
Смелый, отважный.
Спас, защитил, выгнал (лису).
Петух поступил смело.
Сказочный герой.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна
Белка.
Рыжая, косолапая.
Прыгает, скачет, воет.
Мне нравится ловкая белка.
Дикое животное.
Вишня
Сладкая, сочная
Висит, зреет, растет
Растет у меня на даче
Одежда
4. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. (Синквейн загадка)
Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.
?
Серый, колючий
Фыркает, спит, сворачивается
Уничтожает вредных насекомых
Лес
Заключение
Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу воспитателя.
Использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.
Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Используемая литература
1. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
2. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
3. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).
4. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
5. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
6. И. В Скворцова-«Развивать речь ребенка» Издательство ОЛМА Медиа Групп.
7. «Дошкольная педагогика» ООО Издательство «Детство Пресс» №3, (2014г.)
Для воспитателей
Жизнь
Длинная, счастливая
Течет, бежит, учит
Жизнь дана на добрые дела
Дорога
Сердце
, ….
, , …
… …. ….
….
Мастер класс
Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
Получить новые знания или Других посмотреть и себя показать
Опыт работы